Новый год без сантиментов

Симфонический оркестр Мариинского театра дал в Москве концерт из произведений Чайковского и Шостаковича.

Валерий Гергиев поздравил москвичей отнюдь не новогодней программой, исполнив сцены из опер Чайковского и монументальную 4 симфонию Шостаковича.

Симфонический оркестр Мариинского театра, солистки Екатерина Гончарова и Ольга Савова. Дирижёр Валерий Гергиев. Фото: Ольга Русанова.

Симфонический оркестр Мариинского театра, солистки Екатерина Гончарова и Ольга Савова. Дирижёр Валерий Гергиев. Фото: Ольга Русанова.

МОСКВА, 26 декабря 2013. Сцены из опер Петра Чайковского масштабная Четвёртая симфония Дмитрия Шостаковича — с такой программой выступил в Московской филармонии Симфонической оркестр Мариинского театра под управлением своего художественного руководителя дирижёра Валерия Гергиева.

Оркестр Мариинки не слишком часто даёт концерты в российской столице — исключая открытие и закрытие Пасхального фестиваля, коллектив приезжает на гастроли один-два раза в сезон. Каждый раз это становится событием не просто запоминающемся — коллектив всегда повышает планку исполнительского уровня, затмевая собой многие зарубежные оркестры, счищающиеся эталонными и поразившие публику мастерством в предшествовавшие приезду «мариинцев» гастроли.

Красочный буклет со снежинками и Чайковским в программе не очень соответствовал предновогоднему духу концерта — он таким и не был. Ни Щелкунчика, ни Спящей красавицы — в первом отделении картины и драматические сцены из Иоланты, Евгения Онегина и Мазепы — сложные по содержанию, эмоционально насыщенные фрагменты лучших опер композитора.

В вокальных партиях выступили сопрано Екатерина Гончарова (Иоланта и Мария, «Мазепа») и Татьяна Рягузова (Татьяна, «Евгений Онегин»), меццо-сопрано Ольга Савова (мать Марии, «Мазепа»), тенор Сергей Скороходов (Водемон, «Иоланта») и два баритона – Андрей Бондаренко (Евгений Онегин) и Эдем Умеров (Мазепа).

Второе отделение с Четвёртой симфонией Шостаковича ещё более усилило серьёзность момента, ставшего далёким от праздника. Однако стало праздником для симфонических меломанов.

Мало какой из европейских оркестров рискнул бы взяться за это произведение, а взявшись едва бы справился, растратив эмоциональный заряд ещё во время репетиций. Музыканты Мариинского театра держат эту симфонию, что называется, «в руках», несколько раз исполнив её нынешней осенью в европейских столицах. В Москве, однако, они давали её с двухмесячным перерывом и всего лишь получасовой репетицией — тем не менее, запись вполне могла бы претендовать на престижную международную награду.

Масштабная симфония окончена 30-летним Шостаковичем в 1936 году, уже после исторической разгромной статьи в «Правде». Возможно поэтому премьера тогда не состоялась — впервые Четвёртую исполнили только в 1961, на филармоническом концерте в Большом зале консерватории. Оркестром Московской филармонии на премьере дирижировал Кирилл Кондрашин.

Монументальная партитура почти часовой симфонии спустя половину столетия, к сожалению, не всем оказалась по силам — оставшиеся на второе отделение слушатели один за другим стали покидать зал ещё во время выступления оркестра. Сказалось позднее начало (на час позже привычных 19.00) и насыщенная программа — второе отделение открылось в 22.00, тогда как обычно концерт заканчивается в девять вечера.

Зато оставшиеся до конца смогли насладиться неповторимым звучанием уникального для России оркестра — плотным звуком струнных, насыщенным тембром деревянных и яркой мощью медных духовых. А главное — пронзительным финалом симфонии с его истаивающей до полной тишины кодой.

Симфонический оркестр Мариинки был признан одним из лучших в Европе ещё в последней трети XIX века, под руководством Эдуарда Направника и вот уже полтора столетия подтверждает свой статус.