«Сезоны Бриттена» в Московской консерватории

Столетие самого известного британского композитора XX века будет отмечено двумя концертами юбилейных «Сезонов Бенджамина Бриттена в России» в Малом и Большом залах Московской консерватории.

Фонд Бриттена-Пирса, Британский Совет в России и Московская государственная консерватория им. Чайковского отмечают юбилей крупного британского композитора Бенджамина Бриттена двумя заметными концертами.

Бенджамин Бриттен. Фото: Independent.

Бенджамин Бриттен. Фото: Independent.

Значимость автора для английской музыкальной культуры XX века трудно переоценить. «Бриттен сумел развеять музыкальный штиль, который установился после смерти барочного композитора Генри Пёрселла – целых три столетия Англия не могла похвастаться композитором такой же величины», подчёркивается в пресс-релизе устроителей концерта.

Об этом говорит и состав участников — в сопровождении Концертного симфонического оркестра и Камерного хора Московской консерватории под управлением дирижёра Геннадия Рождественского 8 декабря на сцену прославленного зала впервые выйдут знаменитые английские певцы – баритон Питер Колман-Райт, контратенор Йестин Дэвис и тенор Иэн Бостридж. В этот вечер впервые в России будет исполнена последняя опера Бриттена «Смерть в Венеции» по одноименной новелле Томаса Манна.

Концертному исполнению оперы предшествует камерный концерт 1 декабря в Малом зале, где контратенор Йестин Дэвис, тенор Иэн Бостридж и баритон Питер Колман-Райт исполнят «Кантикли» и ирландские народные песни Пёрселла в авторской обработке Бриттена. Партию фортепиано исполнит Джулиус Дрэйк, записавший несколько дисков вместе с Бостриджем; в концерте также примут участие валторнист Ричард Уоткинс и российская арфистка Елизавета Бушуева.

Форму кантикля (библейской песни) Бриттен смешивает с необычным инструментальным составом, а часть текстов берет из английской поэзии — к примеру, пятый и четвертый «Кантикли» написаны на стихи поэта-модерниста Томаса Элиота. Композитор не заостряется на библейском содержании — более того, каждый «духовный гимн» – это личная история из жизни автора. Таким же образом он поступает с песнями Генри Пёрселла, обогащая их музыкальным языком своего времени.

Опера «Смерть в Венеции» – пример позднего стиля Бриттена, отличающегося минимально необходимым инструментальным составом оркестра. Тем не менее, в партитуре присутствуют экспрессивные фрагменты, напоминающие творения Густава Малера — возможно не случайно главный герой, писатель по профессии, назван тем же именем. Автор добавил оркестру и необычное звучание — в опере звучит гамелан, индонезийский перкусионный оркестр.

Бриттен не раз бывал в СССР, выступал на сцене Большого зала Московской консерватории. Со многими музыкальными деятелями его связывала личная дружба. В их числе дирижер Геннадий Рождественский, который встанет за пульт 8 декабря.

Рождественский известен как блестящий знаток современной, и в частности английской музыки XX века. За более чем шестидесятилетнюю карьеру дирижер записал более 700 дисков и пластинок. В его дискографии есть исполнения всех симфоний Брукнера, Глазунова, Прокофьева, Сибелиуса, Чайковского, Шостаковича.

В день столетия Бриттена Геннадий Рождественский руководил театральной постановкой оперы «Блудный сын», впервые поставленной в России в Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского. Таким образом, премьера «Смерти в Венеции» пройдет по горячим бриттеновским следам, а оба исполнения возможно станут эталонными.

Подробная информация о концерте на сайте Московской консерватории.