«Мастера музыки» – фестиваль виолончельных мастер-классов в Москве

Презентация международного фестиваля виолончельных мастер-классов «Мasters of Мusic»прошла в Архиповском салоне в Москве 29 октября 2013 года.

Владимир Тонха и Владислав Пьявко, презентация проекта виолончельных мастер-классов «Мasters of Мusic».

Владимир Тонха и Владислав Пьявко, презентация проекта виолончельных мастер-классов «Мasters of Мusic».

Проект «Мастера Музыки» на пресс-конференции в известном всем столичным музыкантам салоне в Брюсовом переулке представили президент Международного союза музыкальных деятелей Владислав Пьявко, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки им. Гнесиных Владимир Тонха, автор идеи этого фестиваля виолончелист Георгий Гусев и создатель крупнейшей бесплатной музыкальной интернет-библиотеки, руководитель хора Российского государственного гуманитарного университета Борис Тараканов.

У организаторов большие планы — фестиваль «Мастера Музыки» должен со временем стать российским аналогом таких престижных европейских регулярных мастер-классов, как Фестиваль Академии Вербье в Швейцарии, Виолончельная Академия в Рютешейме и Кронберг Академия в Германии, озвучила их ведущая презентации, главный редактор «Музыкального журнала» Елена Езерская.

Фестиваль будет проходить с 10 по 16 ноября 2013 года в Москве на таких престижных концертных площадках, как Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Рахманиновский зал Московской консерватории и Архиповский музыкальный салон.

Откроется он в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных, где выступят «Aurea Juventus Orchestra» (дирижёр Иван Власов), а также виолончелисты и педагоги, которые будут проводить мастер-классы — Владимир Тонха, Алексей Селезнев, Борис Андрианов, Георгий Гусев, Аким Коркин. Занятия в мастер-классах начнутся 11 ноября и продлятся одну неделю.

Всего предполагается провести 90 уроков, семь концертов, три лекции и две дискуссионные встречи. Участникам мастер-классов будет предоставлена возможность общения с концертирующими музыкантами-солистами с мировым именем, которые не только поделятся секретами своего мастерства на уроках, в личном общении, но и будут играть вечерние сольные концерты.

В числе зарубежных педагогов — профессор Национальной академии Санта Чечилия в Риме Джованни Соллима, известный итальянский виолончелист, виртуоз и композитор, а также новатор, изменивший развитие и понимание виолончельного искусства на рубеже XX – XXI веков. Сольный концерт Джованни Соллима в Большом зале Московской консерватории с авторской программой «Ba-Rock Cello» (от барокко до рока) станет неординарным событием в музыкальной жизни Москвы.

Три свои знаменитые авторские лекции по истории развития струнных смычковых инструментов, технологии их создания и реставрации прочтёт известный французский скрипичный мастер Матиас Менанто. Он также привезёт с собой одну из созданных им виолончелей – копию инструмента Доменико Монтаньяна 1739 года «Спящая красавица», на которой сможет сыграть один из гостей фестиваля.

По информации Георгия Гусева, автор идеи фестиваля, в мастер-классах будут представлены музыканты из 14 городов России. Организаторы не могли обеспечить слушателям оплату дороги и проживания в Москве, но сами мастер-классы будет бесплатными.

Проект «Мастера музыки» направлен на создание принципиально нового механизма профессионального роста молодых музыкантов в России, нового культурного пространства, площадки для обмена опытом и современными идеями российских и западных музыкантов, школы по воспитанию нового поколения творческих и инициативных людей, считает Георгий Гусев.

«Важно, чтобы молодые люди после занятий в таких мастер-классах нашли своё место в творческом созидательном процессе в России. Не уезжали на Запад, а реализовывали свой талант энергию, и профессионализм в своей стране, создавали новую музыкальную среду на базе великих традиций российского искусства», заявил Гусев.

По словам Владимира Тонха, подобные мастер-классы — явление для нашей педагогики не новое, однако со временем была утеряна их культура. «Сейчас, говоря о них, вспоминают, как это делали Ростропович, Нейгауз, Архипова. На их занятиях сидело полно народа. Сюда специально приезжали люди, чтобы специально посетить этих великих педагогов».

«Вот это были мастер-классы! Нам сегодня несколько, мягко говоря, далековато до уровня этих мастеров. Те, кого они воспитали, сейчас распространились по всему миру и это вызвало колоссальный подъём музыкальной культуры, музыкального исполнительства в этих странах. А сейчас получается, что наши молодые музыканты к нашим педагогам ездят за границу», сетует Тонха.

Впрочем, традиции остаются сильными и сегодня, уверен музыкант. «Но я хочу сказать, что система музыкального образования в России, созданная братьями Рубинштейнами, была самая сильная в мире на протяжении всего ХХ века, а во многом пока и сейчас. Она частично сохранилась. Наше классическое музыкальное образование и исполнительство было единственной свободно конвертируемой валютой в России. Система: школа – училище – консерватория была оптимальной. К нам ездили учиться со всего мира».

По мнению Тонха, катастрофой для творческих вузов является система ЕГЭ. «Мы должны принимать по результатам ЕГЭ пианистов или скрипачей! Это полный идиотизм! Нынешние чиновники из минобра, эта бюрократическая система губят наше музыкальное образование. Её аппарат разрастается всё больше. Об этом надо говорить постоянно, пока ещё есть надежда что-то спасти».

«Нашу систему музыкального образования ломают. ЕГЭ – это ужасно, и придумано, чтобы сознательно разрушить образование», в тон Тонха подал реплику Владислав Пьявко.

Оба они едины в оценке сегодняшнего состояния музыкального образования в России, различие позиций состоит лишь в том, что Тонха считает этот процесс спонтанным, а Пьявко – проводимым сознательно.

Сегодня молодым музыкантам не хватает свободы самообразования, свободы общения, справедливо отметил Гусев. Перемещаться трудно, потому что очень дорого — виолончелистам особенно, потому что для инструмента надо брать второй билет — в багаж виолончели сдавать нельзя из-за хрупкости как правило дорогого инструмента.

Стоит надеяться, что новый проект делает дополнительный шаг к такому общению, помогая получать дополнительное образование здесь, в России. Чтобы знаменитые музыканты приезжали сюда, здесь вырастали новые мастера музыки.