Парижский камерный оркестр выступил в Москве

Один из двух французских оркестров, имеющих право именоваться Парижским – Камерный оркестр Парижа (Orchestre de chambre de Pari; второй — прославленный Orchestre de Paris) выступил 9 апреля 2013 года в концертном зале им. П.И. Чайковского.

За дирижёрским пультом коллектива стоял молодой, но уже весьма известный японский дирижер Казуки Ямада, протеже Сейджи Озава. Ямада, которому 34 года, является постоянным дирижёром японского симфонического оркестра телерадиокомпании NHK, выступает со многими японскими симфоническими коллективами.

Orchestre de chambre de Pari / Фото: orchestredechambredeparis.com.

Orchestre de chambre de Pari / Фото: orchestredechambredeparis.com.

Нередко он даёт концерты и с европейскими оркестрами, в том числе и с Заслуженным коллективом симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, является главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Романской Швейцарии.

Вниманию столичных слушателей была представлена составленная с большим вкусом программа французской музыки, включившая Концерт in D для струнных («Базельский») Игоря Стравинского.

Открыла программу Симфониетта Франсиса Пуленка – единственная чисто симфоническая его партитура, затянутая, «многословная», с насыщенной оркестровкой, образно-театральная. Интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром Камиля Сен-Санса исполнила Дебора Немтану, концертмейстер оркестра — с чистой интонацией, точными пиццикато в левой руке, но виртуозного блеска не получилось – а без него сегодня это сочинение уже немыслимо. Немтану играет на скрипке работы итальянского мастера Доменико Монтаньяна (Domenico Montagnana) 1740 года.

Превосходно исполнила два танца Клода Дебюсси для арфы и струнного оркестра Валерия Кафельникова, точно передав настроение пьес – сакральное в священном танце, профанное – в светском. Валерия уехала с родителями из Петербурга в 12-летнем возрасте, уже тогда занимаясь на арфе в школе-десятилетке при Санкт-Петербургской консерватории.

Вписался во французскую программу и «Базельский» концерт отнюдь не француза Игоря Стравинского, мастера остроумных стилизаций — в частности в стиле позднего барокко, в неоклассицистском ключе. Японский дирижёр исполнил именно концерт композитора-космополита с французским изяществом.

Финал программы стал его кульминацией — Анри Демаркетт блистательно, романтически ярко исполнил Первый виолончельный концерт Камиля Сен-Санса. Восхитительна манера общения солиста и инструмента, напомнившая манеру Даниила Шафрана — Демаркетт не подчинял виолончель своей воле, а ласкал великолепный инструмент итальянского мастера конца XVII века Джоффредо Каппы, отзывавшийся на эти прикосновения потрясающе красивым звуком.

На бис виолончелист исполнил каталонскую народную «Песню птиц», которую очень любил легендарный Пабло Казальс, а также два бурре из сюиты для виолончели соло № 3 до мажор И.С.Баха (BWV 1009).

Хотелось бы отметить Казуки Ямаду как великолепного аккомпаниатора, не в ущерб оркестру сохранившему все многообразие оркестровых красок. Интересна его мануальная техника – очень мягкий, выразительный жест левой руки. Ямада настолько доверяет оркестру, что иногда перестает тактировать правой рукой, лишь левая указывает на красочность деталей. Видеозапись концерта можно увидеть на сайте Московской филармонии.

В сентябре 2013 года Ямада в качестве приглашенного дирижёра откроет сезон 2013/14 симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Камерный оркестр Парижа в Москве

I отделение

Франсис Пуленк (1890 – 1963) – Симфониетта (1947).
Allegro con fuoco
Moltto vivace
Andante cantabile
Финал. Prestissimo et très gai

Камиль Сен-Санс (1835 – 1921) – Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28 (1863)
Солистка – Дебора Немтану, скрипка

II отделение

Клод Дебюсси (1862 –1918) – Священный танец и Светский танец для арфы и струнного оркестра (1904)
Солистка – Валерия Кафельникова, арфа

Игорь Стравинский (1882–1971) – Концерт in D для струнного оркестра («Базельский») (1946)
Vivace
Arioso: Andantino
Рондо: Allegro

Камиль Сен-Санс – Концерт №1 для виолончели с оркестром ля минор, ор. 33 (1872)
Солист – Анри Демаркет, виолончель.

Исполнители – Камерный оркестр Парижа.
Дирижёр – Казуки Ямада (Япония)

Концертный зал им. П.И. Чайковского.

9 апреля 2013 г., вторник
Сезон 2012/2013