Зимин и Бурылёва исполнили монографическую виолончельную программу Бетховена

Третьего февраля 2013 года Игорь Зимин и пианистка Юлия Бурылёва в Камерном зале Московской филармонии играли Бетховена.

В программе концерта прозвучали двенадцать вариаций на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (1798) и три сонаты для виолончели и фортепиано (№№ 2 (1796), 4 и 5 (1815)).

Игорь Зимин и Юлия Бурылёва

Игорь Зимин и Юлия Бурылёва

Вариации и Вторая виолончельная соната написаны молодым Людвигом ван Бетховеном, когда в его творчестве ещё ощущалось влияние Гайдна. В исполнении Зимина и Бурылёвой это влияние отчётливо слышно, в первую очередь благодаря тактичному и экономному применению неглубокой полупедали, что дало эффект прозрачности фортепианной фактуры. Звук виолончели Зимина был светлым, лёгким и полётным.

Четвёртая и пятая сонаты были исполнены уже другим, более «тёмным» звуком. Это сочинения зрелого Бетховена (1815), когда его собственный стиль уже полностью сформировался – начался период его великих последних фортепианных сонат. Виолончель у Зимина зазвучала более драматично, временами трагично – ведь это было время, когда Бетховен фактически совсем оглох.

Драматизм, заложенный в музыку Пятой виолончельной сонаты Бетховеном, сделал невозможным исполнение каких-либо бисов после её исполнения. И у Бурылёвой звучание рояля стало более плотным и насыщенным, более привычно «бетховенским».

Надо отдать должное Юлии Бурылёвой – она весьма успешно справилась с коварным роялем «Bösendorfer» – этим пианистическим пугалом Камерного зала филармонии. Это далеко не всегда удается многим профессионально крепким пианистам, выступающим в Камерном зале филармонии.

В лице Игоря Зимина и Юлии Бурылёвой Московская филармония располагает камерными исполнителями высокого класса и хорошего вкуса. Феномен И. Зимина – явление довольно редкое. Он всю свою творческую жизнь является оркестровым музыкантом — правда не рядовым, а первым концертмейстером группы виолончелей в известных оркестрах, с разными по манере, но яркими дирижёрами.

Зимин никогда не переходит границы хорошего вкуса и точности стиля. Эти черты были заложены во времена, когда молодой музыкант был концертмейстером группы виолончелей Московского камерного оркестра, которым тогда руководил пианист и дирижёр Игорь Жуков.

Многолетняя оркестровая практика почти всегда подавляет индивидуальность оркестрантов – в противном случае можно было бы забыть о стройности и единообразии звучания оркестра. Игорь Зимин же сохранил в этих условиях свою творческую индивидуальность, оставаясь при этом превосходным оркестрантом. За что честь ему и хвала.

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827), сочинения для виолончели и фортепиано
Игорь Зимин, виолончель;
Юлия Бурылёва, фортепиано

I отделение
12 вариаций на тему из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», р. 66
Соната № 2 для фортепиано и виолончели, ор. 5 № 2
Alagio sostenuto ed espressivo – Allegro molto piú tosto presto
Rondo. Allegro

II отделение
Соната №4 для виолончели и фортепиано, ор. 102 № 1
Andante – Allegro vivace
Adagio Allegro vivace
Соната №5 для виолончели и фортепиано, ор. 102 № 2
Allegro con brio
Adagio con molto sentiment d’affetto
Allegro

Камерный зал Московской филармонии
3 февраля 2013 г.