Авторский вечер композитора Алексея Чернова

Алексей Чернов любителям музыки хорошо известен как пианист. Но он ещё и незаурядный композитор. Его авторский вечер состоялся 23 декабря 2012 года в музее «П.И. Чайковский и Москва».

Первый в творческой биографии молодого автора монографический концерт из собственных сочинений прошёл в рамках международного фестиваля искусств «Арт-Ноябрь».

Пианист и композитор Алексей Чернов, первый авторский концерт.

Пианист и композитор Алексей Чернов, первый авторский концерт.

Чернов – победитель и лауреат многочисленных престижных международных конкурсов, в том числе XIV Международного конкурса им П.И. Чайковского. Но, как и ряд превосходных и успешных исполнителей-композиторов, Чернов считает главным своим призванием сочинение музыки.

Спор между двумя ипостасями – композиторской и исполнительской, – может разрешить только время. Сегодня есть вполне совершенная видео- и аудиозаписывающая аппаратура, так что потомкам не нужно будет принимать на веру качества нынешних исполнителей, как мы вынуждены почитать легенды XVIII-XIX веков, такие как Лист, Паганини, Крейслер.

В памяти человечества сохранились лишь те виртуозы прошлых веков, которые оставили после себя значительное композиторское наследие. Трансцендентные этюды Листа или каприсы Паганини сегодня играет любой студент консерватории, а то и училища, только настоящей музыки в таком исполнении мало. Кумирами толпы и черни — что аристократической, что плебейской — всегда были и будут те, кто играет быстрее и громче, но за громовыми пассажами не скрыть, что короли голые.

Однако вернёмся к рецензируемому концерту. Он оказался весьма интересным с точки зрения и самой музыки, и её исполнения. Фантазию в трёх мазурках и два этюда-фантазии из ор. 11 автору рецензии приходилось слышать в концертах их автора; уже тогда показались интересными. Авторский концерт утвердил в правильности общей оценки композиторского творчества Алексея Чернова — в собственной музыке он предстает столь же цельным и несуетным, как и в исполнительстве.

Открыли программу четыре этюда-фантазии: №№ 1, 2, 5 и 7 из ор. 11 (№№ 2 и 5 впервые прозвучали на публике). Они продолжают традиции жанра, совмещая художественную и педагогическую функции; в первую очередь это просто хорошая музыка, весьма разнообразная по фактуре, но одновременно произведения сложны технически, более того — виртуозны. В композиции Чернов опирается на свой исполнительский опыт, базирующийся структурно на этюдах-картинах Рахманинова, а гармонически в большей степени на Скрябине; впрочем родство не умаляет её самобытности.

В отношении этюдов-фантазий и «Трёх пьес», прозвучавших в концерте вторым номером, – в процессе неоднократного прослушивания записей сложилось ощущение некоторой «многословности». Ранее Чернов уже сократил некоторые из этюдов, что пошло на пользу их форме и подогрело внимание слушателей. Эти композиции Чернова могли бы украсить и разнообразить репертуар как концертирующих пианистов, так и участников конкурсов. Будучи изданными, они найдут путь к исполнителями: их качество скажет само за себя, нужен лишь первоначальный импульс.

Порадовал свежестью и светлостью Маленький романтический квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, ор. 3. Многие так устали от мрачности современной музыки, что каждое светлое сочинение воспринимается как глоток свежего воздуха.

Открывшая второе отделение Фантазия в трёх мазурках, ор. 5 вообще кажется лучшим из произведений Алексея Чернова. Это изобретательное и изысканное сочинение, блестяще исполненное автором, заслуживает того, чтобы стать репертуарным. Чернов замечательно играет ритмами, темпами и паузами — мазурки под его пальцами представляются не музейными раритетами, а живут и дышат.

Концерт завершился самым крупным из ранее слышанных сочинений автора – Струнным квинтетом для двух скрипок, двух альтов и виолончели, при участии сопрано (стихи Михаила Кузмина), ор. 10. Это значительное произведение, наиболее драматичное из всего слышанного. Квинтет мастерски написан в смысле формы. Она, казалось бы, выстраивается сама, без особых усилий со стороны исполнителей; но это впечатление обманчиво. На самом деле форму в таком непростом сочинении слепить всегда непросто.

Выстраивание формы – уже само по себе некоторое насилие над музыкой, так как ограничивает ее свободное течение самой свободной из творческих стихий. Она туго поддаётся вербализации и формализации, всегда пытаясь выплеснуться за границы формы даже мастерски написанного сочинения, так что заслуга исполнителей в её построении всегда велика. В квинтете есть нерв, и он властно втягивает слушателя в орбиту своего воздействия.

Чернов включил в ткань финальной части квинтета вокальный фрагмент. Несмотря на некоторые гармонические различия между первыми частями и финалом, он вполне органично вписался в общую композицию, хотя, как кажется, эту часть вполне можно исполнять и отдельным номером.

Вынося за скобки мастерское и блестящее исполнение Черновым своих фортепианных опусов, нельзя не отметить отметить великолепную форму, в которой находится сейчас Rusquartet. Они великолепно сыграны. Удачно исполнили фортепианную партию в Маленьком романтическом квинтете Евгений Стародубцев, вокальную партию в заключительном квинтете Зоя Журавлева.

Международный фестиваль искусств «Арт-Ноябрь»

Авторский вечер Алексея Чернова

Исполнители: Алексей Чернов, (фортепиано)
Rusquartet в составе:
Анна Снежина (скрипка),
Анна Янчишина (скрипка),
Евгения Зубова (альт),
Петр Каретников (виолончель)
В концерте принимали участие:
Евгений Стародубцев, (фортепиано)
Мария Теплякова, (альт)
Зоя Журавлёва, (сопрано)

I отделение

Четыре этюда-фантазии для фортепиано №№ 1, 2, 5, 7 из цикла «Девять этюдов-фантазий», ор. 11 (2 и 7 — первое исполнение)
Три пьесы для фортепиано, ор. 7
Исполнитель: Алексей Чернов
Маленький романтический квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, ор. 3
Исполнители: Rusquartet, Евгений Стародубцев, фортепиано

II отделение

Фантазия в трёх мазурках, ор. 5
Исполнитель: Алексей Чернов
Струнный квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели, при участии сопрано (стихи Михаила Кузмина), ор. 10
Исполнители: Rusquartet, Мария Теплякова, альт, Зоя Журавлёва, сопрано.

Музей «П. И. Чайковский и Москва»
23 декабря 2012 г.

Фото: Константин Дивеев.