Праздник медных духовых

В рамках II Международного музыкального фестиваля медного духового искусства «Brass Days» в Рахманиновском зале прошел концерт американских исполнителей.

На этот раз в столицу приехали маститые мэтры, уже снискавшие себе мировую славу — Квинтет «The HoodleBug Brass» и солисты Брэдли Ульрих (труба) и Дэннис Эдельброк (труба) порадовали слушателей произведениями разных стилей и эпох.

Весьма эффектным стало начало концерта, когда на сцене появилось только двое трубачей квинтета (Кевин Эйзенсмит и Дэвид Фергюсон), остальные же музыканты, играя на своих инструментах, выходили из зрительного зала под торжественные звуки генделевской «Радости» из сюиты «Музыка для фейерверка».

hudlbag-brass

Один из участников концерта – коллектив Худлбаг Брасс.

Эффект оказался не только внешним. Коллектив показал великолепную виртуозность, удивительную певучесть, бархатистую мягкость и слаженность звучания. Порадовало и разнообразие программы: от «Могучей крепости» знаменитого церковного реформатора Мартина Лютера, Брасс-квинтета нидерладца Яна Куцира до произведений американских композиторов ХХ века.

Центром программы стала мировая премьера — 4-х частная сюита «Голубой хребет» («Blue Ridge Suite») Б. Фрейзера. Композитор в этот вечер находился в зале и горячо аплодировал исполнителям. Свое произведение он написал специально для «The HoodleBug Brass» и Бредли Ульриха, который прекрасно исполнил соло на трубе. Выступление музыкантов сопровождалось красочным слайд-шоу — перед слушателями предстала живописная панорама горных американских пейзажей.

Такие эксперименты, — наложение исполняемой на сцене музыки на видеоряд, редко бывают удачными и чревато казусами. На этот раз в крайних частях получилось небольшое расхождение между музыкой и изображением: слайд-шоу закончилось раньше звучания квинтета. Было ли это связано с замедленным темпом исполнителей или же с техническими неполадками, останется загадкой; в целом музыка сюиты произвела на публику очень приятное впечатление своей красочной пейзажностью и очарованием — слушатели пришли в такой восторг, что аплодировала каждой части сюиты.

Совместно со студенческим брасс-ансамблем Московской консерватории Дэннис Эдельброк сыграл «Венецианский карнавал» в аранжировке Герберта Кларка. Произведение построено на цитатах-эпизодах итальянских композиторов, среди которых бессмертные «Песенка герцога» из «Риголетто» и «Застольная» из «Травиаты» Джузеппе Верди.

Этот номер программы красноречиво показал ощутимую разницу между американской и русской исполнительскими школами — мягкое и бархатное звучание солиста шло вразрез с прямолинейностью и твердостью русского ансамбля. Возможно, разница в менталитете сказывается и на уровне музыкального исполнения, поскольку, как отдельно взятый коллектив, консерваторский квартет обладает достойным уровнем мастерства.

Под занавес «The HudleBug Brass» вместе с Бр. Ульрихом и Д. Эдельброком сыграли «Bugler`s Holiday» Лероя Андерсона, окончательно покорив слушателей своим профессионализмом и техникой ансамблевой игры.