Concerto Grosso на скрипках Страдивари для музея и друзей

Государственный Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки отметил 100-летний юбилей большим концертом в Московской консерватории.

Торжественный вечер в честь 100-летия Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки под названием «Concerto Grosso для музея и друзей» состоялся 4 октября 2012 года в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Он стал кульминацией юбилейных мероприятий юбилейного для музея года. Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки входят Центральный музей музыкальной культуры, Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина, музеи-квартиры Николая Голованова и Александра Гольденвейзера, музеи Прокофьева, музей «П.И. Чайковский и Москва», Государственная коллекция уникальных инструментов Российской Федерации.

Хранители Госколлекции уникальных музыкальных инструментов представляют скрипки Страдивари / Фото: Юрий Покровский.

В концерте приняли участие коллективы, творческая деятельность которых также тесно связана с Музейным объединением музыкальной культуры им. Глинки — Академический симфонический оркестр Московской филармонии (АСО) под управлении Юрия Симонова, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова под управлением Евгения Волкова, Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением капитана 1-го ранга Алексея Карабанова, Российский ансамбль флейт «The Grand Flute Ensemble».

В концерте солировали Юрий Башмет (альт), профессор Евгения Кривицкая (орган), лауреаты международных конкурсов, студенты и аспиранты Московской консерватории, участники проекта «Страдивари-диалог» Лев Солодовников, Лена Семенова, Елена Корженевич, Айлен Притчин (скрипка), Валентина Борисова, Антонина Геронимус (арфа), Александр Иванец (альт-тромбон), и участник Молодежной оперной программы Большого театра Григорий Шкарупа (бас). Вел концерт Святослав Бэлза.

Торжественный вечер начался Фанфарами для 10 труб М.М Ипполитова-Иванова в исполнении Ансамбля трубачей Московской консерватории (руководитель – Андрей Иков), после чего Святослав Бэлза зачитал телеграмму президента РФ Владимира Путина. Далее музей поздравил заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, после чего начался уже собственно концерт.

Надо отдать должное режиссёру концерта, экс-советнику президента по культуре при президенте Дмитрии Медведеве профессору Московской консерватории Юрию Лаптеву, составившему программу без единого шлягера. Более того, в ней было много очень редко звучащих сочинений Леопольда Моцарта, Михаила Ипполитова-Иванова, Сергея Танеева, Станислава Монюшко.

Особое очарование концерту придало то, что со сцены звучали только коллекционные струнные инструменты. Перед исполнением концерта Антонио Вивальди для четырех скрипок и камерного оркестра четыре девушки-хранительницы музея в белых перчатках вынесли четыре скрипки работы Страдивари и вручили их солистам-скрипачам, на которых они и исполнили сольные партии в концерте.

Юрий Башмет и участники ансамбля «Солисты Москвы» играли на струнных инструментах из Госколлекции — это были скрипки, альты и виолончели Антонио Страдивари, Антонио и Иеронима Амати, Гварнери дель Джезу и других мастеров. Также звучал ручной работы альтовый тромбон фирмы «F.A.Heckel» в пьесе Леопольда Моцарта и арфа французской фирмы «S. Érard», принадлежавшая выдающейся отечественной арфистке Ксении Эрдели. Юрий Башмет просил каждого оркестранта показать как звучит его инструмент и называл мастера.

В этот вечер «Солисты Москвы» звучали потрясающе. Замечательно выступил Госхор им А.В. Свешникова и под управлением нового художественного руководителя Евгения Волкова с Юрием Симоновым вместе с АСО. Большой интерес вызвало исполнение кантаты польского классика Станислава Монюшко на стихи Петрарки «Мадонна» – её первое исполнение с успехом состоялось в 1856 году в Петербурге. Любопытный факт: автор музыки гимна Советского Союза, а сегодня и гимна России композитор Анатолий Александров заимствовал для него одну из тем именно этой кантаты. Вдова композитора подарила черновую рукопись произведения Николаю Рубинштейну, коллекция которого стала первоосновой коллекции Музея им. Глинки.

При подготовке первого издания этой кантаты в 1961 году сотрудник музея композитор Ирина Иордан расшифровала черновую рукопись и даже сумела восстановить утраченную первую страницу партитуры по отпечатку на предшествующей титульной странице, читая его в зеркальном отражении. Таким образом полный текст сочинения был успешно восстановлен.

Хорошо исполнил басовую партию кантаты Георгий Шкарупа. Основная вокальная нагрузка в этом произведении пала на хор, который, впрочем, прекрасно с ней справился. Радует, что и при новом художественном руководителе Евгении Волкове Госхор им. А.В. Свешникова сохраняет столь же высокий музыкальный уровень, что и при недавно ушедшем из жизни Борисе Тевлине. В великолепной форме сегодня находится и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, руководимый Юрием Симоновым.

Весьма нетривиальным оказался последний номер программы – финал оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», который был исполнен в крайне редко звучащей первой редакции оперы. Финал в этой версии весьма сложен для исполнения из-за высокой тесситуры и меняющейся ритмики, с которыми Госхор им. Свешникова справился успешно. В России эта редакция «Войны и мира» фактически не исполняется, а единственная зарубежная постановка первой редакции была осуществлена в 1954 году в театре «Сан Карло» в Неаполе.

Дирижировал тогда Артур Родзинский, партию князя Андрея пел Этторе Бастьянини, а партию Пьера исполнил Франко Корелли. Финальный хор в итальянской постановке прозвучал тогда весьма неудачно, а для современных московских слушателей блестящее исполнение этой редакции финала в концерте, посвященном 100-летию музея им. Глинки, фактически стало премьерой. Завершился концерт великолепно прозвучавшим на бис хором «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» с первоначальным текстом барона Розена.

В честь события в фойе Большого зала была развернута юбилейная выставка «Люди. События. Век. К 100-летию Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки», которая рассказывала об истории создания музея и его ведущих сотрудниках. Редкие, старинные музыкальные инструменты разных эпох и стран мира ненадолго покинули задние музея и зазвучали в этот вечер в фойе Большого зала консерватории.

Благодаря музыкантам симфонического оркестра Московской филармонии свои необыкновенные тембры присутствующим продемонстрировали виола эпохи Возрождения и миниатюрная танцмейстерская скрипочка-пошетт, серпент и охотничий рожок, натуральные трубы и валторны, а так же два среднеазиатских карная, входившие в первую музейную коллекцию.

«Concerto Grosso для музея и друзей»

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и дирижер – Юрий Симонов

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова
Художественный руководитель и дирижер – Евгений Волков

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель и дирижер – Юрий Башмет

Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота им. Н.А. Римского-Корсакова
Художественный руководитель – капитан первого ранга Алексей Карабанов.

Режиссер – Юрий Лаптев,
Ведущий вечера – Святослав Бэлза.

Программа:

Пролог:

М.М. Ипполитов-Иванов – Фанфары для 10 труб in В «В честь С.Н. Василенко по случаю 25-летия славной композиторской деятельности»
Ансамбль трубачей Московской государственной консерватории: Михаил Анисифоров, Владимир Авилов, Виктор Богданов, Ирина Галкина, Егор Гончаренко, Александра Михеева, Александра Сёмкина, Дмитрий Смирнов, Никита Токарев, Алексей Пожидаев. Руководитель – старший преподаватель Андрей Иков

I отделение
Клод Дебюсси – Два танца для арфы и струнного квинтета
Камерный ансамбль «Солисты Москвы», солистка – лауреат международных конкурсов Валентина Борисова;

Леопольд Моцарт – Концерт для тромбона и струнных
Камерный ансамбль «Солисты Москвы», солист – Александр Иванец;

Антонио Вивальди – Концерт для четырех скрипок с оркестром
Камерный ансамбль «Солисты Москвы», солисты — лауреаты международных конкурсов Лев Солодовников, Лена Семёнова, Елена Корженевич, Айлен Притчин;

Джоакино Россини – Соната № 3 для струнного оркестра,
Г.-Ф. Телеман – Концерт для альта и струнных
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Солист – Юрий Башмет. Партия солирующего альта и партии струнных в ансамбле исполнялась на инструментах из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации.

М.М. Ипполитов-Иванов – «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу», на слова А.В. Амфитеатрова. Соч. 39.
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Художественный руководитель и главный дирижер – Евгений Волков;

Орган – дипломант международного конкурса, профессор Евгения Кривицкая;
Арфы – студентки Московской консерватории лауреат международного конкурса Антонина Геронимус, Мария Хачатурова.
Российский ансамбль флейт «The Grand Flute Ensemble» в составе: Павел Студенников, Ольга Змановская, Анастасия Борискова, Дарья Гончарова, Сергей Журавель, Наталья Филатова, Петр Тишков, Юлия Ефименкова, Евгения Юшина, Святослав Голубенко.

II отделение
Сергей Танеев – «Храм Аполлона в Дельфах». Фрагмент из оперы «Орестея»;
Михаил Глинка – Симфония на две русские темы (реконструкция В.Я. Шебалина);
С. Монюшко – «Мадонна», кантата для баса соло, хора и оркестра на текст Франческо Петрарки;
Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова,
Солист – лауреат международных конкурсов Григорий Шкарупа.
Дирижер – Юрий Симонов.

Сергей Прокофьев – Опера «Война и Мир». Увертюра, Финал (редакция 1943 г.)
Бис: Михаил Глинка – Опера «Жизнь за царя». Финальный хор «Славься!».

Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова,
Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ имени Н.А. Римского-Корсакова.
Дирижер – Юрий Симонов,
Ведущий – Святослава Бэлза.

Большой зал Московской консерватории им П.И. Чайковского
4 октября 2012 г.