IV Большой фестиваль РНО открылся двумя «военными» симфониями

В этом году начало филармонического сезона ознаменовалось открытием IV Большого фестиваля Российского национального оркестра (РНО), который вошел в абонемент Московской филармонии.

За дирижёрским пультом в этот вечер стоял Владимир Юровский – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова.

Российский Национальный оркестр.

Российский Национальный оркестр.

Юровский – фигура отнюдь не случайная в истории РНО. Именно с ним он впервые выступил в России в 2002 году, а с 2005 года четыре сезона был главным приглашенным дирижером. Концерт 8 сентября стал весомым событием московской музыкальной жизни — камертоном, по которому будут оценивать весь сезон Такое начало сезона ко многому обязывает.

В первом музыкантами отделении была исполнена Симфония № 6 Ральфа Воан-Уильямса (1872 – 1958), которая для подавляющего большинства слушателей незнакома. Английский композитор начал работу над произведением еще во время Второй мировой войны в 1944, а закончил лишь закончил лишь в 1947-м.

Между этими годами лежит водораздел современной цивилизации — взрыв двух атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, необратимо преобразившие мир. Человечество впервые получило техническую возможность самоуничтожения, поставив цивилизацию на самую границу бытия, и даже позволили заглянуть за его границы. Имевший глаза увидел устрашающую пустоту; Воан-Уильямс, вероятно, ещё и услышал её, Юровский же преобразил апокалиптический ужас через пианиссимо «Epilogue» (последней части симфонии) в картину устрашающего покоя.

Во втором отделении концерта была исполнена Седьмая симфония до мажор, ор. 60, («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича, темой «нашествия» из которой, казалось бы, трудно удивить. Собственно, сам концерт был посвящен 70-летию первого её исполнения, состоявшегося в Куйбышеве (ныне Самара), где во время войны находилось советское правительство.

Исполнение «Ленинградской» стало самым ярким музыкальным впечатлением всего фестиваля. Юровский не первый, кто сумел по-новому взглянуть на хрестоматийную партитуру; лет 12 назад это успешно сделал Марк Горенштейн в бытность главным дирижером «Молодой России». В той его интерпретации можно было услышать совершенно иную музыку, нынешняя попытка прочесть «Ленинградскую» по-новому Юровскому также удалась блестяще.

Дирижёр по собственной традиции ушел от помпезного «большого стиля» — эмоционального, чувственного прочтения партитуры, к которой мы приучены и, прямо скажем, привыкли, придя к скрупулёзно просчитанному её прочтению. Он убрал внешнюю эмоциональность и в спокойной, несуетной интерпретации и свет появился в самых, казалось бы, драматичных эпизодах.

Убедительно дал Юровский тему нашествия – назовем ее по традиции так, хотя в правильности этого определения нет уверенности. По некоторым свидетельствам, работу над Седьмой симфонией Шостакович начал еще до войны, когда законченная тема явилась на свет, неизвестно. У Юровского она решена по аналогии с «Болеро» Равеля: первые такты звучат на глубочайшем pianissimo, неспешно выходя на максимальную громкость. Громкость эта, впрочем, совсем не громоподобна, не назойлива — вообще fortissimo в этой интерпретации «Ленинградской» почти нет – лишь в финале, но и там не максимальное.

Юровский очень экономно расходует оттенки динамики – все держится на полутонах. В результате хрестоматийная тема теряет привычную прямолинейную агрессивность, что, в свою очередь, наталкивает на мысль прочесть этот эпизод как нарастающее сопротивление нашествию, нарастание внутреннего противления террору. И сопротивления вполне успешного — тема выросла вовсе не в трагедию, а скорее в уверенный покой. Интерпретация Седьмой симфонии Шостаковича Владимиром Юровским в целом скорее графична, чем колористична, и прозвучало это более чем убедительно, по-новому прекрасно.

* * *

Владимир Юровский, один из наиболее ярких музыкантов нашего времени, родился 4 апреля 1972 года в Москве. Он дирижёр в четвертом поколении — сын дирижёра Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, автора оперы «Алые паруса» по А. Грину. Его прадед, Давид Семёнович Блок, также был дирижёром, основателем оркестра кинематографии. Владимир получил образование в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Эйслера.

Дирижированию обучался у своего отца Михаила Юровского, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса. Был ассистентом Геннадия Рождественского. На международной сцене дебютировал в 1995, в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде, с оперой «Майская ночь» Римского-Корсакова. Сотрудничал с крупнейшими оперными театрами мира, с 2000 по 2012 гг. – музыкальный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, где впервые выступил с оперой «Альберт Херринг» Бриттена. Одним из главных достижений на этом посту считает постановку оперы «Любовь и другие демоны» Петера Этвеша, написанную специально для Глайндборна.

В 2002 году Юровский впервые выступил в Москве, став за пульт Российского национального. Публика признала дирижёра с первого же концерта — его программы интригующе составлены, до блеска отрепетированы; каждый концерт Юровского — изящное сочетание музыки разных эпох, где наш современник Сильвестров встречается со Стравинским и Чайковским, а венский классик Гайдн – с иконами венгерской музыки ХХ века Бартоком и Кодаи.

Маэстро появлялся за пультом РНО ежегодно, в 2005 году приняв должность главного приглашенного дирижера РНО, которую занимал на протяжении четырех сезонов. В 2008 году дебютировал за пультом оркестра Большого театра — осенью 2011 года как дирижер-постановщик новой постановки «Руслана и Людмилы» Глинки, открывшей историческую сцену Большого театра после реконструкции. Дебютировал за пультом Московского камерного оркестра Musica Viva, вскоре после чего был назначен художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова.

В 2007 году Юровский возглавил Лондонский филармонический оркестр, одновременно став одним из трех дирижеров, постоянно работающих с Оркестром Эпохи Просвещения, наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером. Оба оркестра являются базовыми коллективами Глайндборнского фестиваля.

Дискография Юровского обширна — среди его записей «Симфонические танцы» Рахманинова, Первая, Шестая симфонии и «Манфред» Чайковского, Первая и Вторая симфонии Брамса, «Семь слов на кресте» Гайдна, Вторая симфония Малера, фортепианные концерты Шостаковича, сочинения Онеггера.

Среди главных событий нынешнего сезона в творческой жизни – фестиваль музыки Прокофьева в Лондоне, дебютные выступления с Венским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Бостона и Сан-Франциско, концерты с Камерным оркестром Европы, Чикагским симфоническим, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Филадельфийским оркестром и другими, а также новая постановка оперы «Приключения лисички-плутовки» Яначека на Глайндборнском фестивале.

IV Большой фестиваль Российского национального оркестра

I отделение

Ральф Воан-Уильямс (1872 – 1958) – Симфония № 6 ми минор (1947)
Allegro
Moderato
Scherzo. Allegro vivace
Epilogue. Moderato

II отделение

Дмитрий Шостакович (1906 – 1975) – Симфония № 7 до мажор (Ленинградская), ор. 60 (1941). К 70-летию со дня первого исполнения
Allegretto
Moderato (poco allegretto)
AdagioAllegro non troppo

Российский национальный оркестр
Дирижёр – Владимир Юровский

Концертный зал им. П.И. Чайковского
8 сентября 2012 г.