ЛФО в Москве. Вечер первый

Прежде чем рецензировать отдельные концерты III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, который проходит в Москве в 2012 году, нельзя не выразить восхищения насыщенностью его программы.

Можно представить, сколько усилий пришлось приложить его организаторам, чтобы собрать в течение месяца в один город столько великолепных оркестров, дирижёров и солистов.

rudolf-buchbinder

Рудольф Бухбиндер, Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр

Такого фейерверка коллективов и имён в течение одного месяца в Москве не было давно, если вообще было. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Государственный академический симфонический оркестр России, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр де Пари, Оркестр академии Санта Чечилия, ансамбль Диззи Гиллеспи. Дирижёры — Юрий Темирканов, Владимир и Дмитрий Юровские, Пааво Ярви, Антонио Паппано, скрипач Максим Венгеров, пианист Рудольф Бухбиндер – всех не перечислишь.

А такой букет лауреатов конкурса Чайковского по виолончели в один вечер на одной сцене – вообще трудно себе представить: Давид Герингас, Иван Монигетти, Александр Князев, Денис Шаповалов, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Кирилл Родин, Евгений Румянцев. Думаю, что сегодня ни одна специальность не соберет в один вечер на одной сцене столько великолепных исполнителей, как виолончель. Это воистину был парад безусловных звёзд.

Лондонский филармонический оркестр (ЛФО, не путать с Королевским филармоническим оркестром) п/у своего главного дирижера Владимира Юровского дал на этом фестивале два концерта. ЛФО организован в 1932 году сэром Томасом Бичемом. С 1964 года ЛФО является основным оркестром Глайндборнского оперного фестиваля. Первый раз ЛФО гастролировал в Москве в 1956 году. За пультом тогда стоял Адриан Боулт. Вторые гастроли ЛФО под управлением Бернарда Хайтинка прошли в Москве в 70-х годах прошлого века.

Московская публика ожидала гастролей ЛФО с Владимиром Юровским с особым интересом не столько потому, что оркестр сформировали и им руководили выдающиеся дирижёры: Томас Бичем, Эдуард Ван Бейнум, Адриан Боулт, Малколм Сарджент, Джон Притчард, Бернард Хайтнк и др., а потому, что им в течение уже нескольких лет руководит Владимир Юровский, который недавно одновременно стал новым художественным руководителем Госоркестра им. Е.Ф. Светланова. Всем хотелось лично убедиться в том, насколько слава о его мастерстве соответствует действительности.

Как оказалось — полностью соответствует, ЛФО сегодня в великолепной форме. Вне зависимости от принятия или несогласия с некоторыми интерпретациями Рудольфа Бухбиндера или Владимира Юровского, впечатляет, насколько чутко оркестранты слушают и слышат друг друга. Группы первых и вторых скрипок оркестра интонационно едины. Деревянные и медные духовые заслуживают только восхищения. Баланс между группами оркестра очень точный.

В программу первого концерта, состоявшегося 1 апреля 2012 года в Большом зале Московской консерватории, вошли Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром «Император» (солист – Рудольф Бухбиндер) и Четвертая симфония Брамса.

Тем не менее, исполнение Пятого фортепианного концерта Бетховена удовлетворения не взывало – ни со стороны солиста, ни со стороны оркестра. Бухбиндер исполнил его, казалось бы, весьма изысканно, но слишком сухо, холодно, остраненно, ритмически абсолютно ровно, без какого-либо живого дыхания. При этом пианистически Бухиндер был весьма хорош, почти безупречен, хотя и к пианизму есть некоторые претензии — в рамках предоженой интерпретации хотелось бы слышать более четко артикулированные пассажи, чем те, что показал Бухбиндер. В. Юровский в аккомпанементе пошел точно в русле интерпретации Бухбиндера – оркестр звучал также ритмично и формально. Но в такое звучание внёс свою долю и дирижёр. Уже вне общей конструкции В. Юровский добавил свою долю жесткости, заставив в концерте литавры все время играть secco.

А вот сольный бис – Транскрипцию Грюнфельда вальса И. Штрауса “Soirée de Vienne” (поначалу я написал, что это были Вариации Леопольда Годовского на тему одного из вальсов Иоганна Штрауса. Спасибо читателю, написавшему под ником Swisslife, за поправку) – Бухбиндер исполнил блестяще по всем параметрам – и техническим, и музыкальным. Здесь присутствовал обворожительной дух Вены, хотя уместность именно такого биса после Пятого бетховенского концерта вызывает некоторые сомнения.

Совершенно иное впечатление произвело исполнение Четвертой симфонии Иоганнеса Брамса. Она прозвучала у В. Юровского яркой, масштабной, при этом не громоздкой. Эта крупная по размерам симфония прекрасно была собрана В. Юровским по форме, но при этом с огромным вниманием к деталям, отчего фактура её приобретает некоторую прозрачность. Такая интерпретация Четвертой симфонии Брамса не только ласкает слух, но дает пищу уму и превращает чисто гедонистическое потребление красивой музыки в серьезную интеллектуальную работу. Это качество, по-видимому, органически присуще манере и дирижёрской концепции Владимира Юровского.

III Международный Фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве

Л. ван Бетховен (1770 -1827) – Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 73 (1811)
Бис: Вальс И. Штрауса “Soirée de Vienne”.

Й. Брамс (1833 – 1897) – Симфония № 4 ми минор, соч. 98 (1889)

Исполнители:
Рудольф Бухбиндер, фортепиано (Австрия)
Лондонский филармонический оркестр (Великобритания)
Главный дирижёр – Владимир Юровский

Большой зал Московской консерватории
1 апреля 2012 года.