«Риголетто» в Концертном зале им. Чайковского

Концертное исполнение одной из самых популярных опер Джузеппе Верди «Риголетто» состоялось 16 марта 2012 года в Москве, в Концертном зале им П.И Чайковского.

Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии управлял германский дирижёр Михаэль Гюттлер. Заглавную партию исполнил итальянский баритон Лючио Галло, Герцога Мантуанского – польский тенор Арнольд Рутковский, а Джильды – российское сопрано Альбина Шагимуратова.

albina shagimuratova

Проблемы возникли ещё до концерта — были заменены два из трёх главных исполнителя. Не приехали баритон Марко ди Феличе (Риголетто) и тенор Стефано Секко (Герцог). Меццо-сопрано Светлана Волкова (Маддалена) тоже была заменена. найти певцов достойного уровня в пожарном порядке, за три дня до концерта, очень непросто, поэтому основной недостаток данного исполнения в том, что был собран случайный коллектив, как следствие — отсутствовал полноценный ансамбль Впрочем, это минус концертных исполнений в целом, даже без учета замен.

Оркестр чисто и исправно исполнял то, что от него требовал дирижёр — а требовал он чрезмерного форте, чем временами просто заглушал певцов. Возможно, он не учёл, что оркестр сидит не в яме, а на сцене, рядом с солистами. Манера его дирижирования довольно жесткая, не кантиленная, которая необходима в Верди. Партитура прозвучала по-немецки — размеренно, без внутреннего дыхания, что называется «крупным помолом».

Исполнитель заглавной партии Лючио Галло, который явно на излете своей формы, вокализирует с напряжением, часто переходя на речитатив, как, например, в центральной арии Риголетто во втором действии. Злоупотреблял он и форте, отчего голос терял даже ту красоту, что у него осталась. Исполнение отдавало некоторым провинциализмом.

Голос А. Рутковского, как кажется, сам по себе не подходит к парии Герцога — у него не лирический, а скорее драматический тенор, хотя и недостаточно сильный. С одной стороны ему не хватает обволакивающей мягкости, я бы даже сказал, «сладости», так необхдимых в «Риголетто», а с другой — серебристости, звонкости и силы.

Кто был на высоте, так это Альбина Шагимуратова в партии Джильды. Она уверенно перепела всех в этот вечер. Шагимуратова обладатель удивительного по красоте голоса, сочетающего в себе мягкость и энергичность. Важно и не столько вокальное, сколь личностное свойство — она подчиняет энергетикой не только партнеров по сцене, но и слушателей. Ей еще есть над чем поработать в плане улучшения своего музыкального вкуса, но это вполне ей по силам на фоне её вокального и сценического таланта и обаяния.

Очень выигрышно предстал бас Олег Цыбулько в партии Спарафучиле во второй картине первого действия. В третьем действии он сдал, но не настолько, чтобы разочаровать. Он еще очень молод, но подает большие надежды; кроме того, можно отметить его неплохой итальянский язык.

Красивым материалом обладает меццо-сопрано Алина Шакирова, исполнившая партию Маддалены, хотя ей тоже еще есть над чем поработать – и в плане вокала, и в музыкальной драматургии. Хорошо исполнил свою небольшую, но не легкую партию графа Монтероне бас Сергей Артамонов.

Нельзя не обратить внимание, что в этом исполнении «Риголетто» принимали участие пять в той или иной мере учеников профессора Дмитрия Вдовина: А. Шагимуратова, О. Цыбулько, Е. Наговицын, А. Пашиев, Д. Орлов — все они выступили удачно. Очевидно, что в лице Дмитрия Вдовина Москва имеет сегодня весьма успешного вокального педагога.

Особо следует отметить блестящую работу мужской группы Государственного русского хора им. А.В. Свешникова, которая звучал прекрасно. Ровное голосоведение, тонкая градация оттенков, прекрасная дикция, великолепное пиано. Вызывает уважение столь тщательная работа руководителя хора Бориса Тевлина не с репертуарным сочинением, а для единственного выступления. Жаль, что такая высококачественная работа уйдет в небытие.

Может быть, стоит поразмыслить над тем, чтобы в рамках Московской филармонии организовать отдельный оперный театр концертных исполнений, в котором можно было бы наиболее удачные постановки повторить несколько раз с тем же оркестром и хором, но с разными солистами, особенно в главных партиях.

Дж. Верди – «Риголетто». Опера в концертном исполнении.

Абонемент №1 «Оперные шедевры»
Исполнители:

Риголетто – Лючио Галло, баритон (Италия)
Джильда, его дочь – Альбина Шагимуратова, сопрано (Россия)
Герцог Мантуанский – Арнольд Рутковский, тенор (Польша)
Спарафучиле, бандит – Олег Цыбулько, бас;
Маддалена, его сестра – Алина Шакирова, меццо-сопрано;
Граф Монтероне – Сергей Артамонов, бас;
Джиованна, служанка Джильды – Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано;
Борса, придвроный – Евгений Наговицын, тенор;
Марулло, придворный – Алексей Пашиев, баритон;
Граф Чепрано, придворный – Дмитрий Орлов, бас;
Графиня Чепрано – Екатерина Миронычева, сопрано;
Офицер – Александр Николаев, тенор;
Паж – Елена Максимова, меццо-сопрано.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов
Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр – Борис Тевлин
Дирижёр – Михаэль Гюттлер, Германия.

Концертный зал им. П.И. Чайковского.
16 марта 2012 года.

На фото: Альбина Шагимуратова.