Москве представили незнакомого «Ивана Грозного»

В Москве исполнили забытую партитуру одного из самых известных сочинений Сергея Прокофьева.

В Москве исполнили забытую партитуру одного из самых известных сочинений Сергея Прокофьева. Звучит, как парадокс — музыка к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» является одним из самых исполняемых произведений композитора, как в России, так и на Западе.

Премьера концертной редакции оратории «Иван Грозный» / Фото: Юрий Покровский

Но судьба распорядилась таким образом, что именно эта партитура прозвучала в России впервые. Неделю назад, 4 апреля 2012 года, в Большом зале Московской консерватории москвичи и гости столицы стали свидетелями исторического события в мире музыки — впервые в России была представлена оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный» в неизвестной публике редакции Левона Атовмьяна.

По рассказу профессора Нелли Кравец, история, благодаря которой сочинение увидело свет, напоминает детектив. Более пятидесяти лет партитура пролежала в домашнем архивае дочери Левона Атовмьяна Светланы Атовмьян. Музыковед Нелли Кравец является специалистом по творчеству Сергея Прокофьева и давно хотела написать статью об Атовмьяне. «Именно Левон Атовмьян повлиял на решение Сергея Прокофьева вернуться в Россию в 1936 году после жизни на Западе» – рассказывает Нелли.

Левон Атовмян являлся директором Музыкального фонда, был другом и импресарио Сергея Прокофьева. Именно он по личной просьбе композитора еще при его жизни сделал переложение почти всех прокофьевских симфоний, опер и балетов.

Занимаясь исследованием и поиском материалов о Прокофьеве, Нелли Кравец узнала,что Светлана Атовмьян живет в Брюсовом переулке, и, связавшись с ней, попросила о встрече. Светлана Левоновна долго отказывалась, но профессор не теряла надежду, и спустя полгода такая встреча состоялась. Тогда Светлана рассказала, что ее отец в 1964 году передал весь свой огромный архив а Музей музыкальной культуры имени Глинки, однако часть материалов осталось дома. Светлана Атовмьян предложила профессору Кравец как специалисту их посмотреть.

Так в руки исследовательницы попала старая пыльная папка под номером 11, в которой и находилась рукопись оратории «Иван Грозный», оркестрованной Левоном Атовмьяном. Сразу было понятно – это самое настоящее открытие для мира музыки. Светлана передала партитуру Нелли, а вскоре после этого ушла из жизни.

Светлана говорила незадолго до смерти: «Нелли, вот вы придете ко мне домой после моей смерти и скажете, что у старушки был архив, но ничего там не найдете». Слова дочери Атовмяна оказались пророческими, архив после ее смерти действительно пропал, все десять папок. Спаслась только одиннадцатая, подаренная Нелли Кравец. Для последней слова Светланы Атовмьян стали своего рода завещанием с пожеланием, чтобы оратория прозвучала.

Нелли поехала в Париж, где встрестилась с наследниками Прокофьева. Сын композитора Святослав, который тогда был ещё жив, сказал, что хорошо помнит Атовмьяна и очень благодарен ему за все, что тот сделал для отца. В качестве первого дирижера оратории семья Прокофьева пожелала видеть Владимира Юровского, и 28 января 2012 в Royal Festivall Holl в Лондоне состоялась мировая премьера оратории, дирижировал которой Владимир Юровский.

«Иван Грозный» — послений фильм, над которым работали Прокофьев и Эйзенштейн. Музыка к «Ивану Грозному» изначально не была задумана для звучания на концертной сцене. Исправить ситуацию, написав концертную редакцию, и вызвался Левон Атовмьян, взявшийся за работу в 1947 году, ещё при жизни композитора. Однако лишь после смерти Прокофьева Атовмьян представил её на комиссю Союзу композиторов, котоая вынесла положительное заключение, подписанное Дмитрием Шостаковичем.

В январе 1961 года премьера должна была состоятся, но случилось неожиданное — инструментовку того же произведения предоставил композитор Абрам Стасевич, и именно эта партитура была исполнена 23 апреля 1961 года. Исполнение приурочили к 70-летию со дня рождения Прокофьева, и эта редакция оставалась единственной из известных на протяжении полувека.

У Левона Атовмьяна случился инсульт. Вследствие болезни вопрос об исполнении был закрыт, а партитура «Иванв Грозного» в оркестровке Левона Атовмьяна на десятилетия легла на полку домашнего архива. Ровно год не дожили до премьеры Святослав Прокофьев и Светлана Атовмьян.

Уникальность и художественная ценность этой редакции по сравнению с другими неоспорима, ведь Атовмьян в процессе творчества советовался с Прокофьевым. Редакцию по праву нарекли авторизованной.

Но оратория все-таки увидела свет, минуя все превратности судьбы. 4 апреля 2012 Оратория «Иван Грозный» в концертной редакции Левона Атовмьяна прозвучала в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением маэстро Владимира Юровского в Москве, в Большом зале Консерватории на III Международном фестивале Мстислава Ростроповича.