Нововенцы и Бетховен в малеровской упаковке

Третьего выступления художественного руководителя Госоркестра им. Е.Ф. Светланова с этим коллективом ждали с большим интересом. Это вторая подготовленная с ним программа.

В силу объективных причин Владимир Юровский не может пока еще уделить ГАСО нужного репетиционного времени. И, тем не менее, несмотря на это, оркестр звучит хорошо.

Это свидетельствует, по крайней мере, о двух вещах — предыдущий художественный руководитель Марк Горенштейн собрал хороших музыкантов-профессионалов и создал хороший оркестр; новый худрук подобрал в команду толковых ассистентов.

vladimir-yurovsky

Дирижёр Владимир Юровский

Ассистенты — это два молодых дирижёра, Алексей Богорад и Станислав Кочановский, а также осуществляющий преемственность второй дирижёр ГАСО Александр Слуцкий, бывший таковым и при Горенштейне. В результате оркестр звучит превосходно и является на сегодня одним из лучших по качеству звука. И это при том, что коллектив лишен своей постоянной репетиционной базы в Большом зале консерватории.

Концерт 24 марта 2012 года в Зале им. Чайковского вызвал интерес ещё и тем, что его программа, как всегда у В. Юровского, была нетривиальной. В программу первого отделения вошли Пассакалия Антона Веберна и скрипичный концерт Альбана Берга, в котором солировал французский скрипач Рено Капюсон.

Музыка Веберна и Берга звучит в Москве крайне редко и уши московской публики к ней не приучены — нужно обладать недюжинной смелостью, чтобы отдать в Москве целое отделение нововенцам с их атональной музыкой. Причём это уже второй сеанс прививки Веберна в исполнении В. Юровского — первый состоялся 7 октября 2011 г., когда в зале им Чайковского с оркестром «Musica Viva» дважды подряд прозвучали Вариации для оркестра и оркестрованный автором Ричеркар из «Музыкального приношения» И.С. Баха.

Тогда зал выслушал пьесы Веберна с огромным вниманием. Сейчас В. Юровский рискнул еще раз и выиграл — концерт прошел при аншлаге и выдержал конкуренцию с выступлением Чечилии Бартоли в тот же день в Большом зале консерватории. Конкуренция, прямо скажем, сильнейшая!

Большинству слушателей повезло, что своим первым знакомством с этими замечательными сочинениями они обязаны такому интеллектуальному и блистательному дирижёру, как Владимир Юровский, который мастерски исполнил оркестровую пьесу Веберна и очень чутко аккомпанировал в концерте Берга. Да и выбор солиста тоже можно назвать очень точным.

Рено Капюсон солировал великолепно. Ансамбль с дирижером получился хорошим, очень точно был соблюден динамический баланс солиста и оркестра, при том, что Капюсон играл в довольно-таки камерной манере. Он блистательно исполнил труднейшую сольную каденцию, завораживающе прозвучал и финал концерта.

Наибольший же интерес вызвала Третья симфонии Бетховена в инструментовке Малера, ранее в Москве не звучавшей, и мало кому знакомой записью её исполнения В. Юровским с Лондонским филармоническим оркестром в октябре 2010 года, вывешенном в сети. Эта оркестровка развернула к нам хорошо знакомую симфонию гранями настолько, что временами казалось, будто мы слушаем новую музыку. Это не раздражало, поскольку было очень убедительно сделано.

Музыкальная ткань симфонии заметно уплотнилась за счет увеличения состава, соответствующего представлениям Малера: шесть валторн и восемь контрабасов – фактически вагнеровский состав. Но при этом каким-то непонятным способом дирижёр и оркестр сохранили четкость и даже прозрачность звучания струнной группы. Некоторые контрасты получились более обозначенными. Так, очень красиво на фоне мощных валторн прозвучало соло гобоя.

Но у этого увеличения была оборотная негативная сторона. Увеличение медной духовой группы привело к тому, что сведенные вместе шесть валторн, которыми располагает ГАСО, не очень слышали друг друга из-за увеличенного состава, и, например, в первой части звучали пестровато и не всегда интонационно чисто в тех случаях, когда они солировали или доминировали.

Бетховен получился более экспрессивным, чем мы привыкли. Дополнительное напряжение на фоне увеличения оркестра привнесли неспешные, но очень убедительные темпы, что особенно ярко проявилось в Траурном марше. Невольно в памяти возникли темпы в трактовках бетховенских симфоний в записи Челибидаке. Надо обладать мощной волей и императивом, чтобы современный слушатель не заскучал при таких темпах — В. Юровскому это удается в полной мере. Малеровская редакция не отменяет традиционной авторской, но знать её очень интересно и полезно.

Великолепна мануальная техника В. Юровского — она одновременно сдержанна и экономна в жесте, в то же время очень точна и понятна. Вообще убедительность интерпретации приобретает у В. Юровского особое значение в виду его пристрастия к исполнению оригинальных по содержанию программ. Именно потому каждое вступление Владимира Юровского в Москве становится событием в её концертном бытии.

Всего лишь три выступления В. Юровского с ГАСО в качестве его художественного руководителя дают веские основания надеяться на то, что когда дирижёр вплотную начнет работать с этим оркестром, он сумеет вывести ГАСО в число лучших коллективов мира. Для этого есть все основания — с одной стороны большой талант Владимира Юровского, его умение устанавливать контакт оркестрантами, с другой — явное желание оркестрантов работать с замечательным маэстро и высокий профессионализм оркестрантов, что в последнее время проявляется в том, что оркестр хорошо звучит и с приглашенными дирижёрами.

Это с одной стороны подтверждение высокого профессионализма, а с другой – проявление самоуважения коллектива, который ощутил, что он и сам представляет ценность, а не является только механизм исполнения воли дирижёра.

Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова

Дирижёр – Художественный руководитель оркестра Владимир Юровский
Солист – Рено Капюсон, скрипка, Франция.

Программа:

I отделение

Антон Веберн (1883 – 1945) – Пассакалия ре минор, Ор. 1 (1908)
Альбан Берг – (1985 – 1935) – Концерт для скрипки с оркестром («Памяти ангела»)
Andante (Прелюдия). Allegretto (Скерцо)
Allegro (каденция); Adagio (хоральная обработка)

II отделение

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – Симфония 3№ (Eroica) ми-бемоль мажор
Ор. 55 (1802 -1804). Редакция Густава Малера. Первое исполнение в Москве.
Allegro con brio
Marcia funebre. Adagio assai
Scherzo. Allegro vivace
Finale. Allegro molto

Концертный зал им. П.И. Чайковского. Абонемент №6
24 марта 2012 года.