Симфонические танцы в воскресенье после полудня

Великолепный по всем параметрам концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского состоялся днем 8 октября 2011 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Начать стоит с того, что с самого начала оркестр под управлением дирижёра Дениса Лотоева звучал великолепно — в течение всего концерта и весь оркестр, и его отдельные группы неизменно вступали вместе.

bso

Государственный Академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского

Качество это, вообще-то минимально обязательное для любого уважающего себя оркестра, приходится упоминать отдельно, так как, к сожалению, сегодня оно присутствует далеко у всех отечественных симфонических коллективов. Очень мягко и чисто звучала медная группа, струнные отличались единообразием ведения смычка и ровностью звука. Оркестр идеально отвечал на дирижёрский жест Лотоева, который уже более 10 лет работает с этим коллективом — сначала в качестве ассистента главного дирижёра, а с 2009 года – второго дирижёра этого коллектива. Качество звучания оркестра подчас определяется именно работой ассистента и второго дирижёра.

В произведениях прозвучали многочисленные мастерские соло — скрипача Михаила Шестакова, виолончелиста Петра Кондрашина, кларнетиста Владимира Пермякова, трубача Александра Козлова.

Кроме чисто качественных оценок звучания оркестра интересными были и все интерпретации исполненных произведений; стоит отметить и построение всей программы, составленной весьма изобретательно и не тривиально. Стилистически точно и весьма изыскано прозвучала сюита Отторино Респиги «Старинные танцы и арии» — тем труднее был переход к совершенно иной стилистике, — «Танцевальной сюиты» Белы Бартока. Переход, впрочем, был вполне успешным — музыка Бартока изобиловала ритмическими изысками и переходами, которые виртуозно удались Лотоеву.

После антракта уже совершенно по-иному звучали у Лотоева «Благородные и сентментальные вальсы» Мориса Равеля, оркестрованные автором — тоже изысканно, но уже в стиле парижского салона ХХ века. Здесь промелькнула и тема, которая позже легла в основу его знаменитого оркестрового «Вальса».

Исключительно ярко представил Лотоев заключительный номер программы – «Мефисто-вальс» Ференца Листа, гораздо более известный в фортепианном оригинале. Дирижеру удалось передать буйную стихию трехдольного народного танца и органично перевести его в двухдольный ритм мефистофельской скрипки, с сильным оттенком инфернальности.

Симфонические танцы в воскресенье после полудня

8 октября 2011 года
Концертный зал им. П.И. Чайковского
Абонемент №49

Государственный Академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
Художественный руководитель и главный дирижер
Владимир Федосеев

Дирижёр Денис Лотоев

I отделение
Отторино Респиги (1879 – 1936)
«Старинные танцы и арии» Сюита № 1 (1917)
Balletto dеtto «Il Conte Orlando»
Gagliarda
Villanell
Passomezzo e mascherada

Бела Барток (1881 – 1945)
Танцевальная сюита (1923)
Moderato – Allegro molto – Allegro vivace – Molto tranquillo – Comodo – Finale

II отделение
Морис Равель (1875 – 1911)
Благородные и сентиментальные вальсы. (1911)
Modèrè
Assez lent
Modèrè
Assez animé
Prsque lent
Vif
Moins vif
Epilogqe: lent

Ференц Лист (1811 – 1886)
«Танец в деревенском кабачке» (Мефисто-вальс № 1) (1860).