Сара Кобурн и Лоуренс Браунли на фестивале РНО

В рамках III Фестиваля Российского национального оркестра 16 сентября 2011 состоялся концерт «Опера-гала». С оркестром под управлением Джузеппе Саббатини в нём выступили сопрано Сара Кобурн и тенор Лоуренс Браунли.

Концерт интересен уже тем одним, что программа его составлена из известных, но очень непростых в техническом и музыкальном отношении сочинений Джоакино Россини, Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. Их исполнение – высший пилотаж бельканто. Другая особенность концерта – Москву американские певцы посетили  в расцвете своей карьеры, а не на излёте её, как это часто бывает.

Lawrence-Brownlee

Американский тенор Лоуренс Браунли / Фото: Андреас Клингберг

После зажигательной Неаполитанской тарантеллы Россини в оркестровке Респиги, ставшей увертюрой концерта, исполнение арии Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини Лоуренсом Браунли показалось не очень удачным. Его голос воспринимался небольшим, не очень богатым тембрально и не столь подвижным, как это казалось по его записям, что удивило — у Браунли слава именно россиниевского тенора. У певца отсутствовала кантилена, почти не было колоратуры, которую он заменял вибрато.

Это парадокс эпохи звукозаписи — как в фотографии есть фотогеничные люди, которые на фото выглядят лучше, чем в жизни, так есть и фоногеничные голоса, которые в записи лучше, чем вживе. Это именно случай с Браунли — его записи, которые приходилось слушать до этого концерта, оказались интереснее, чем живое исполнение, и это не столько ухищрения звукорежиссуры, сколько свойство некоторых голосов. Прослушав запись с этого же концерта, которой не касалась рука звукорежиссёра, смог убедиться — и в ней голос Браунли звучит интереснее, чем в зале.

А вот последовавшая затем каватина Розины у Сары Кобурн получилась очень ярко, что особенно заметно на фоне бледного выступления Браунли в арии Альмавивы, который к тому же вышел на сцену с гипсом и прихрамывал, т.к. повредил левый голеностоп во время занятий баскетболом. Этим спортом Браунли занимается для тренировки дыхания — и не без пользы, так как дыхание у него действительно отменное. Возможно, неприятности тенору доставила именно эта травма — не очень значительная, но все же доставляющая дискомфорт. Человеческий голос, особенно певческий – инструмент настолько тонкий и чувствительный, что любой дискомфорт может повлиять на него в отрицательную сторону.

То же можно сказать, сравнивая исполнение Кобурн и Браунли арий из «Пуритан» Беллини. Дуэт Эльвиры и Артуро из «Пуритан» эту разницу продемонстрировал более наглядно – Кобурн заметно превалировала, её полнозвучный голос отодвигал голос партнера на второй план. Временами Браунли было почти не слышно, несмотря на предельно корректный аккомпанемент.

Во втором отделении голос Браунли зазвучал заметно лучше, хоть и здесь не обошлось без некоторых просчетов. Ария Тони из «Дочери полка» Доницетти не очень-то подходит для его голоса, хотя надо отдать должное – Браунли взял все девять легендарных «до», и сделал это довольно легко. Скажем, не столько полноценно взял, сколько обозначил, кроме финального «до», которое продержал весьма долго. Вот оно – последствие занятий баскетболом – выдать такую фермату на «до», да еще после предыдущих восьми – впечатлило!

Романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти прозвучал у Браунли намного лучше – в нем слушатели наконец услышали его кантилену. Лучшим у Браунли стало исполнение с Кобурн на бис дуэта Норины и Эрнесто из «Дона Паскуале» Доницетти. Да и заявленный в программе дуэт Алины и Неморино из Любовного напитка» прозвучал в смысле ансамбля весьма неплохо.

coburn sarah

Сопрано Сара Кобурн / Фото: sarahcoburn.com

Оправдала же, и даже превзошла ожидания публики Сара Кобурн. Она обладательница красивого, богатого тембральными красками полетного голоса, подвижного, имеющего огромное число оттенков piano и красивое mezzo-voce. К тому же Сара прекрасно оснащена технически. В этом концерте наибольшей удачей стали исполнения Речитатива и арии Джульетты из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки», и особенно сцены сумасшествия Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Кобурн не помешали даже аплодисменты посреди этой труднейшей сцены, которыми её наградили московские слушатели, хотя и у неё были недостатки – на верхних нотах голос звучал порой излишне резко, переходя сказать на визг, как с последней нотой в сцене сумасшествия Лючии.

Кроме своих вокальных способностей, Кобурн обладает еще и драматическим талантом, так же как, кстати, им обладает и Бранули. В дуэтах они успешно вносили элементы театрального действа.

Дирижёр Джузеппе Саббатини также был очень хорош — будучи сам в недавнем прошлом превосходным певцом, он знает «вокальную кухню» бельканто изнутри. Его аккомпанемент был стилистически верен, ритмически точен и динамически предельно корректен – оркестр под его рукой ни разу не заглушил певцов. Верность стилю проявилась уже в исполнении Тарантеллы, и это же можно отнести к увертюрам, которые от раза к разу были все более «итальянскими». Лучшей стала увертюра к опере Доницетти «Дон Паскуале».

В этом концерте и РНО наконец, заиграл очень хорошо – прозрачным, светлым и красивым звуком. Вероятно, маэстро Саббатини сумел зажечь оркестрантов, и они заиграли в полную силу своего мастерства. Особо хотелось бы отметить солистов оркестра — великолепен был валторнист Игорь Макаров во вступлении к арии Джульетты и в дуэте с Кобурн в самой арии. Флейтист Максим Рубцов блестяще сопровождал Кобурн в сцене сумасшествия Лючии, а вместе с фаготистом Алексеем Сизовым и виолончелистом Александром Готгельфом они прекрасно солировали в увертюре к «Дон Паскуале».

Несмотря на замечания, общее впечатление от этого концерта весьма положительное.

Сара Кобурн (Sarah Coburn) (р. 1977) – восходящая звезда мировой оперной сцены. Её первый успех – участие в 2001 году в финале Национального конкурса молодых певцов, проводимого «Метрополитен-опера». В её активе партии Джильды («Риголетто», Верди), Астерии («Тамерлан» Генделя) Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Сандрины и Сюзанны («Мнимая садовница» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Оскара («Бал-маскарад» Верди), Олимпии («Сказки Гофмана» Оффенбаха) Адели («Летучая мышь» И. Штрауса) и др.

С успехом С. Кобурн участвует в оперных фестивалях и концертных исполнениях опер – Виттория в опере итальянского композитора XIX века Карла Педротти «Все в масках» на фестивале в Уэксфорде (Ирландия) и Эвридика в опере Гайдна «Душа философа» под управлением сэра Роджера Норрингтона в концерте Общества Генделя Гайдна.

Участвует С. Кобурн и в исполнении опер современных композиторов — она исполнила партии в мировых премьерах: Принцессы Ю-Янг в опере Тан Дуна «Первый император» (Метрополитен-опера) в ансамбле с Пласидо Доминго и партию Китти в мировой премьере оперы американского композитора Дэвида Карлсона «Анна Каренина»во Флориде. В сезоне 2010-2011 гг. состоялся дебют Сары Кобурн в Венской государственной опере в партии Амина («Сомнамбула» Беллини).

Певица выступает также в кантатно-ораториальном жанре: Месса си минор И.С. Баха, Месса до минор Моцарта, «Кармина Бурана» К. Орфа. Кобурн получила несколько грантов по поддержке молодых оперных певцов, наград и премий различных фондов.

Лоуренс Браунли (Lawrence Brownlee) (р. 1972) – один из весьма востребованных теноров нанешнего времени. Он дебютировал в 2002 году партией грфа Альмавивы в Опере Вирджинии, а затем исполнял её на сценах Вены, Милана, Мадрида, Берлина, Мюнхена, Дрездене, Баден-Бадена, Гамбурга, Токио, Нью-Йорка, Сан-Диего и Бостона. На сегодняшний день в репертуар Браунли входят ведущие партии в операх Россини («Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Золушка», Моисей в Египте», «Армида», «Граф Ори», «Дева озера», «Турок в Италии», «Отелло», «Семирамида, «Танкред», «Путешествие в Реймс», «Сорока-воровка»), Беллини («Пуритане», «Сомнамбула», «Пират»), Доницетти («Любовный напиток», «Дон Паскуале», «Дочь полка»), Моцарта («Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Так поступают все…», «Похищение из сераля») Генделя («Ацис и Галатея», «Ринальдо», «Семела»), Сальери («Аксу, царь Ормуза»), Верди (Фальстаф), Гершвина («Порги и Бесс») Бриттена («Альберт Херринг» и «Поворот винта»), а также современных авторов.

Браунли вступает также в кантатно-ораториальном и камерном жанрах, исполняя песни Шуберта. В прошедшем сезон певец выступал на сценах «Метрополитен опера», Ла Скала др. В сезоне 2010 – 2011 гг. Лоуренс Браунли дебютировал в россиниевском репертуаре сразу в трёх театрах: Парижской национальной и Лозаннской операх в партии Линдора («Итальянка в Алжире» и в Канадской опере в партии Рамиро («Золушка»).

Джузеппе Саббатини (Giuseppe Sabbatini) (р. 1957) – выдающийся итальянский тенор. В настоящем времени занимается дирижированием, и не без успеха. Национальную академию «Санта Чечилия» он закончил по классу контрабаса и играл в разных итальянских оркестрах — в это же время получил дирижёрское образование, а позже стал обучаться вокалу. После победы на международном конкурсе в Сполетто в 1987 году Саббатини дебютировал в театре в партии Эдгара в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Благодаря редкому по красоте тембра тенору и великолепному сценическому обаянию Саббатини в короткое время достиг полного мирового признания, после чего выступал во всех крупнейших театрах мира и в самых знаменитых концертных залах.

В 2007 году Саббатини стал совмещать вокальную карьеру с дирижёрской практикой, а затем полностью посвятил себя преподаванию вокала и дирижированию. Сейчас он принимает участие в работе жюри многих международных вокальных конкурсов, проводит мастер-классы в ведущих оперных центрах и студиях мира. Как дирижер Дж. Саббатини сотрудничает со многими известными коллективами, такими как Римский симфонический оркестр, оркестр «Итальянские виртуозы», филармонические оркестры Познани и Загреба.

В России Саббатини выступал c Оркестром государственного Эрмитажа, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, симфоническим оркестром Большого театра, а также аккомпанировал многим выдающимся певцам — Тереса Берганца, Петер Дворски, Робер Экспер, Мария Гулегина, Ева Мартон, Катя Ричарелли, Елена Образцова и др.

III Большой фестиваль РНО
16 сентября 2011 года
Опера-гала

Сара Кобурн (сопрано, США)
Лоуренс Браунли (тенор, США)
Российский национальный оркестр
Солисты в оркестре:
флейта – Максим Рубцов;

фагот – Алексей Сизов;
валторна – Игорь Макаров;
виолончель – Александр Готгельф.

Дирижёр – Джузеппе Саббатини, Италия.

Первое отделение:
Дж. Россини – О. Респиги – Неаполитанская тарантелла
Джоакино Россини (1792 – 1868)
Речитатив и ария Альмавивы (Cessa di pui resistere) из II действия оперы «Севильский цирюльник»
Каватина Розины (Una voce pocj fa) из II действия оперы «Севильский цирюльник»

Винченцо Беллини (1801 – 1835)
Увертюра к опере «Норма»
Ария и сцена Артуро («A te o cara») из I действия оперы «Пуритане»
Ария Эльвиры («Qui la voce») из II действия оперы «Пуритане»
Дуэт Эльвиры и Артуро («Fini me lassa!») из III действия оперы “Пуритане»

Второе отделение:
Гаэтано Доницетти (1797 – 1848)
Каватина Тони («Ah, Mes Amis») из I действия оперы «Дочь полка»
Винченцо Беллини:
Увертюра к опере «Капулетти и Монтекки»
Речитатив и ария Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»

Гаэтано Доницетти:
Увертюра к опере «Дон Паскуале»;
Романс Неморино («Una furtiva lagrima») из II действия оперы «Любовный напиток»;
Сцена сумасшествия Лючии («Il dolce suono») из III действия оперы “Лючия Ди Ламмермур»;
Дуэт Адины и Неморино («Una parola, o Adina») из I действия оперы «Любовный напиток».

Бис:
Дуэт Норины и Эрнесто из оперы «Дон Паскуале».