Музы Эрато и Терпсихора вернулись на фасад Большого театра

Мы продолжаем сообщать о ходе реставрации главной оперной сцены страны. В начале этой недели на фасаде Большого театра установлены исторически точные копии муз Эрато и Терпсихора, уничтоженные в 1941 году.

Erato-and-Terpsichore«Музы для фасада Большого театра были заказаны Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра» — сообщает Михаил Сидоров, официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции и реставрации Большого театра. «Во время второй мировой войны в результате попадания бомбы от стоявших в нишах муз остались только осколки. В 1942 году скульпторы Митрофан Рукавишников и Сергей Кольцов уже по собственному проекту выполнили из гипса фигуры муз, но они сильно отличались от первоначального замысла», – уточнил он.

Поскольку в ходе реконструкции и реставрации Большого театра было принято решение полностью восстановить исторический облик здания, «советские» музы сняли с фасада и передали в музей театра. Коллектив во главе со скульптором Константином Арабчиковым проделал работу по поиску архивных материалов для того, чтобы детально восстановить облик муз 1856 года. К сожалению, сохранилось не так много фотографий, на которых отчетливо были видны фигуры муз — на старинных изображениях можно уловить только стилистические абрисы скульптур и динамику движения, но нельзя увидеть мимику лиц или детали фигур.

Каждый образ создавался в несколько этапов и проходил многочисленные обсуждения. «Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них – более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века. А потом мастера скрепили их между собой и зашпаклевали таким образом, что нельзя обнаружить ни единого стыка между ними. Для того чтобы скульптуры максимально долго сохранили свою красоту, муз покрыли специальной грунтовкой и краской. Это улучшит их внешний вид и даст им дополнительную защиту», – подчеркнул Сидоров.

Воссоздаваемые скульптуры нужно было соотнести с размерами ниш, с условиями расположения, ракурсом восприятия и с общей стилистикой архитектуры Большого театра, соединив тем самым вместе историческую достоверность и авторскую трактовку. Жестикуляция, постановка ног, драпировка туник, мимика скульптур – все вызывало дискуссию реставраторов, искусствоведов и скульпторов. Известно, что Терпсихора является музой танца и часто изображается с лирой и плектром в руках, а Эрато, муза лирической поэзии, почти всегда изображается с лирой. Ее образ должен быть более сдержанным, умиротворенным, «аполлоническим» по сравнению с довольно динамичной «диониссийской» Терпсихорой. Вместе они должны составлять единство противоположных начал и гармонию многообразного театрального мира.

Каждый образ создавался в несколько этапов. Вначале разрабатывался и утверждался бумажный эскиз, затем создавались первоначальные модели высотой 32 сантиметра. Производились пропорциональные примерки. Модели вставляли в масштабированные ниши для того, чтобы посмотреть, насколько органично скульптура будет вписываться в пространство фасада. После утверждения первых моделей были созданы 80-сантиметровые фигуры, позволяющие более четко проследить мимику и движения будущих скульптур.

До того как создать окончательный вариант скульптур, была произведена так называемая фотопримерка — для этого были созданы макеты скульптур в натуральную величину, установленные в нишах для визуализации проекта. Только после этого скульпторы выполнили глиняные модели высотой 3,5 метра.

Сложность заключалась ещё и в том, что скульптуры муз находятся в нишах на высоте порядка 5 метров, поэтому нельзя было воспроизводить фигуры с анатомической точностью. Какие-то элементы надо было пропорционально перерабатывать: уменьшать или увеличивать. Сейчас скульптуры созданы таким образом, что зритель видит их без искажения ракурса.