«Русские вечера» о композиторском наследии Светланова

В обзорных дневниковых записях, посвященных трем майским концертам фестиваля была уже была представлена программа седьмого «Русского вечера», прошедшего в Культурном Центре Министерства Внутренних Дел.

О нем мы хотели бы поговорить подробнее. Это была важная просветительская акция – летом прошлого года под руководством Елены Тарасовой был подготовлен концерт-монография «Евгений Светланов – композитор», ставший заметным культурным событием столицы. Композиторское творчество великого Маэстро Евгения Федоровича Светланова составляло не менее важную и плодотворную часть его музыкальной жизни, однако, пока что, его сочинения можно причислить к репертуарным редкостям.

anastasia tabankova

Анастасия Табанкова

Пропаганда композиторского наследия Светланова была продолжена в рамках фестиваля «Русские вечера», при участии лауреатов международных конкурсов Аси Соршневой (скрипка), Николая Агеева (кларнет), Елены Тарасовой (фортепиано), духового квинтета «Modus Vivendi» в составе: Юлия Ефименкова (флейта), Анастасия Табанкова (гобой), Николай Агеев (кларнет), Дмитрий Кузнецов (валторна), Илья Каштан (фагот). В программе концерта 20 мая прозвучали Сонатина № 1 для скрипки и фортепиано, Прелюдия и скерцо для кларнета и фортепиано, а также сюита «Деревенские сутки» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, посвященная солистам Госоркестра – Валентину Звереву, Анатолию Любимову, Владимиру Соколову, Сергею Красавину, Анатолию Демину.

Композиторское наследие Евгения Федоровича Светланова на данный момент исполняется не столь часто. Как Вы чувствуете себя в числе первооткрывателей и чем интересна для Вас эта музыка?

Анастасия Табанкова: Действительно, музыка Евгения Фёдоровича исполняется крайне редко, а ведь это наши традиции, наши корни. Очень приятно быть в числе тех, кто знакомит слушателей с его невероятно глубокими музыкальными произведениями. Для нас и для многих зрителей его музыка стала откровением, открытием. Хочется погружаться в неё снова и снова, слушать и, конечно, исполнять. Квинтет ,,Деревенские сутки” Евгений Светланов посвятил замечательным духовикам – солистам своего оркестра. Он как никто другой знал все тонкости и возможности каждого инструмента и высоко ценил мастерство своих музыкантов. Квинтет был записан и исполнялся ими с блеском! Тем более волнительно для нас идти по стопам наших педагогов и профессоров. Мы испытываем огромную радость и гордость за то, что имеем возможность прикоснуться к музыке Евгения Фёдоровича!

Часто ли обращаются русские композиторы к жанру духового квинтета?

Николай Агеев: К сожалению, нет. Жанр классического квинтета деревянных духовых инструментов с валторной возник на рубеже XVIII-XIX веков, однако интерес к нему у композиторов несколько угас во второй половине XIX века. Только в XX веке его невероятное тембровое богатство и художественный потенциал были оценены по достоинству. Среди наших соотечественников, обращавшихся к этому жанру в своем творчестве можно отметить А.Алябьева, Н.Римского-Корсакова и А.Рубинштейна (квинтеты с фортепиано), Э.Денисова, А.Черепнина. Тем более ценно было обнаружить настоящую репертуарную «жемчужину» – я говорю сейчас о «Деревенских сутках», которые мы взяли в свой репертуар и с удовольствием будем играть в следующем сезоне.

Elena Tarasova

Елена Тарасова в студии радиостанции "Русский мир".

Как рассказала Елена Тарасова радиостанции Фонда «Русский Мир», «Светланова можно считать полноправным преемником традиций русской композиторской школы, развивающим позднеромантические тенденции в русской музыке. Он сильно контрастирует с тенденциями дисгармоничного двадцатого века, представая перед слушателями, говоря словами Шостаковича, «в облике ошеломляющей простоты». Это проникновенная, искренняя, подлинно русская музыка, обладающая особой силой воздействия на слушателя и представляющая большие возможности для создания исполнительских интерпретаций, незаслуженно обделенная вниманием исследователей и исполнителей. Приходит на ум аналогия с биографией Густава Малера, которого при жизни почитали как великого дирижера, почти не изучая как композитора».

Композиторское наследие Светланова весьма широко. Наиболее значительную часть составляют симфонические и фортепианные произведения, исполнителем которых автор нередко выступал сам, а также вокальные сочинения. Рассказывая о его произведениях, в первую очередь, вспомним о симфонии h-moll – самое дорогом и любимом сочинении Евгения Федоровича, назовем также Прелюды для оркестра, Концерт для фортепиано, симфонические поэмы «Даугава» и «Калина красная» (последняя была сочинена памяти Василия Шукшина, а позже в Большом театре поставили балет на эту музыку), «Три русские песни» для голоса и оркестра, «Русские вариации» для арфы и струнного оркестра, а также достаточно обширное камерное наследие.