Финал Конкурса Чайковского среди пианистов – рейтинг Classica.FM

Менее часа назад закончены заключительные выступления финалистов Конкурса Чайковского среди пианистов. Сегодня в финале выступили три музыканта — Даннил Трифонов с ми минорным Концертом Шопена, кореянка Йол Юм Сон с Первым Концертом Чайковского и Алексей Чернов с Первым фортепианным концертом Йоганнеса Брамса.

Интрига сохранялась до сегодняшнего дня, явных фаворитов не было. После объявления финалистов музыкальная общественность испытала шок — ни один из столичных критиков не смог предположить подобного финала. Лишь «Московский комсомолец» сделал предположение о возможности выхода в полуфинал одного из корейских музыкантов, и то признавая такой сценарий экстремальным и необходимостью дальнейшего  исключения из финала.

Classica.FM pianists raiting

30 июня, заключительные выступления пианистов. Большой зал Московской консерватории

Немногие согласились с решением жюри, посчитав, что яркий, настоящий финал «украли». Представители около двадцати столичных изданий выступили с предложением учредить альтернативный приз премии прессы — возможно, это решение действительно будет принято.

Сейчас в финале пианистического конкурса два россиянина — Алексей Чернов и Даннил Трифонов, два представителя Южной Кореи — Йол Юм Сон, Сёнчджин Чо и украинец Александр Романовский. После того, как из списка выбыли самые яркие звёзды — Эдуард Кунц, Георгий Громов, Сара Данешпур, Филипп Копачевский, Александр Лубянцев, Франсуа-Ксавье Пуаза, Екатерина Рыбина (впрочем, на последнюю, кажется, обратило внимание только наше издание) — горизонт значительно сузился, картина потеряла краски, общий фон поблек. Когда глаза, ранее ослеплённые, привыкли к новому световому фону, мы смогли разглядеть оставшиеся фигуры.

Практически не изменилось мнение об Александре Романовском. Лишь в заключительном раунде, Третьем концерте Рахманинова в исполнении стал бить жизненный ключ, но огромное количество технических ошибок, грубый, неопрятный стиль игры не поднял его в нашем рейтинге выше пятого места. Сам выход в финал Романовского на фоне поражения несравнимо более профессиональных и музыкально одарённых Копачевского, Кунца и Лубянцева остаётся ничем не необъяснимым.

Неожиданным стало выступление в финале безусловного фаворита редакции Алексея Чернова — из оставшегося списка он виделся единственным в хорошем смысле стабильным пианистом с набором лучших качеств этой профессии. К сожалению, загадочный Первый концерт, призванный стать его сильной картой, оказался дамой пик — первая же взятая фальшиво нота торжественных аккордов духовых, исполняющих знакомую всему миру нисходящую тему, открыла счёт многочисленным недоразумениям в оркестре, повлиявшим и на выступление солиста. Сегодняшний Первый концерт Брамса был более чем достойным, но вряд ли уже спасёт ситуацию.

Даниил Трифонов в финале существенно прибавил очков — несмотря на своеобразную исполнительскую манеру, он показывал и мастерство, и выдержку, и стабильность. У него прекрасная культура звука и несомненно редкий талант глубоко чувствующего музыканта. Это может сыграть и роковую роль — кажется, жюри пресекает проявление чрезмерной индивидуальности, считая подобную вольность недопустимой.

Остаются двое корейских гостей, и это уже сенсация — никогда пианисты из этой страны не теснили столь явно русскую исполнительскую школу. Их игра, при всём своеобразии, схожа в одном — она представляет собой довольно популярный в последние десятилетия эстрадно-глянцевый стиль, который устраивает почти всех. Всё играется красиво, стабильно ровно, виртуозно, со сдержанной выразительностью, полной внутреннего достоинства. Она не провоцирует слушателя, не вызывают скандала и нравится максимальному количеству слушателей — упрекнуть её, собственно, практически не в чем.

Из двух корейских пианистов фаворитом видится Йол Юм Сол — в силу опыта и возраста. Это молодая красивая девушка, которая в эффектном платье уверенным шагом выходит на сцену, садится за рояль и играет почти всё — и всё одинаково хорошо. Причём не всё одинаково. Моцарт у неё — это Моцарт, каким его нам завещал великий Горовиц, а Чайковский таков, что русская публика принимает, не сдерживаясь на крики «Браво» даже между частями — знают, что нельзя, но очень хочется. Просто мечта любого антрепренёра.

Результаты официального жюри будут опубликованы через два часа в Москве, Концертном зале Чайковского. Сейчас мы публикуем собственный рейтинг, отражающий точку зрения редакции, скорректированную нашим представлениям о тех ценностях, что исповедует жюри.

Итак,

I премия — Йол Юм Сон, Корея
II премия — Сёнг Чжин Чо, Корея;
III премия — Даниил Трифонов, Россия;
IV премия — Алексей Чернов, Россия;
V премия — Александр Романовский, Украина.

Результаты голосования официального жюри мы опубликуем сразу просле их объявления.