20.06.2011. Первый этап II тура Конкурса им. Чайковского в номинации фортепиано

Прослушивания Первого этапа Второго тура XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в номинации фортепиано начались 20 июня в 13:00 в Большом зале консерватории. Завершится первый этап 21 июня.

Всего к участию в первом этапе II тура допущены 12 конкурсантов. Восемь из них будут допущены ко второму этапу, в ходе которого пианисты должны будут исполнить один из концертов для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта в сопровождении Государственного академического камерного оркестра России п/у Алексея Уткина.

На первом этапе Второго тура все участники исполняли Концертную пьесу «Чайковский-этюд» Родиона Щедрина, написанную им специально к этому конкурсу по заказу его Оргкомитета.

В дневном прослушивании приняли участие трое конкурсантов: Александр Синчук и Эдуард Кунц (Россия) и Александр Романовский (Украина). В вечернем – Сара Данешпур (США), Филипп Копачевский и Александр Лубянцев (Россия).

Александр Синчук открыл второй тур соревнований. Он не был фаворитом негласных рейтингов, в том числе опубликованного рейтинга Classica.FM. Не остались незамеченными прямолинейность в подаче музыкального материала — способность найти и выделить главные голоса, но пренебречь подголосками. Отсутствие полифонического мышления лишает его трактовки произведение глубины.

  • Плюсы: Хороший пианистический аппарат, развитое мелодическое мышление и чувство формы, хоть и не всегда успешно реализуемое.
  • Минусы: «сухость» звука, поразительная при обилии педали. Как ему это удаётся — загадка.

Александр Синчук, 22 года, Россия. Рояль Steinway & Sons.
Сезар Франк – Прелюдия, хорал и фуга, М. 21
Морис Равель – «Игра воды»
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Сергей Рахманинов – Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36.

Выступление Эдуарда Кунца диаметрально противоположные оценки среди слушателей — как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки: от яростного неприятия до восхищения. Что,несомненно, так это мастерское владение им музыкальными красками, в особенности оттенками пиано, которое особо проявилось в двух поэмах «Ундина» и «Виселица» из «Ночного Гаспара» Равеля.

Кунц обладает способностью по-новому взглянуть на хорошо знакомую музыку, что, собственно и вызвало у некоторых очень авторитетных музыкантов весьма резкую отрицательную оценку. «Это не Равель!» «Это не Рахманинов!» «Это не Лист!» А знаем ли мы, что является настоящим Равелем, Рахманиновым, Листом или еще кем-то? Что касается Рахманинова, то с его видением собственной музыки ознакомиться можно, т.к. существуют записи его исполнений своих фортепианных концертов. Но даже наличие таких записей не означает, что все пианисты должны исполнять их так же, как автор.

Недавно нашел несколько записей авторского исполнения своих произведений Александром Скрябиным и был немало удивлен тем, насколько это непохоже на исполнение его музыки такими признанными авторитетами как, например, Владимир Софроницкий, являющийся для многих исполнителей эталоном. Правда, в этом случае мне как раз ближе авторская интерпретация Скрябина.

Эдуард Кунц, 30 лет, Россия. Рояль Yamaha.

Морис Равель – «Ночной Гаспар» (три поэмы по А. Бертрану «Призраки ночи)
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Сергей Рахманинов – Музыкальные моменты: ми-бемоль минор, си минор, ми минор, соч. 16 №№ 2–4
Ференц Лист – Венгерская рапсодия № 12.

Завершил дневную сессию Александр Романовский. В целом, его вступления мне показалось менее интересным, чем в первом туре. Так я не услышал внутреннего развития, какой-то динамики в «Симфонических этюдах» Шумана. И так же как и первом туре ощущался некоторый приоритет внешнего концертного артистизма над глубинным содержанием музыки.

Александр Романовский, 26 лет, Украина. Рояль Steinway & Sons.
Роберт Шуман – «Симфонические этюды», соч. 13 и Пять посмертных этюдов.
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Сергей Рахманинов – Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36.

Открывшая вечернее прослушивание Сара Данешпур, подтвердила свою способность услышать в известном музыкальном сочинении нечто новое и воспроизвести это в звуках рояля по иному, нежели это общепринято. Это справедливо к таким совершено разным композиторам, как Д. Скарлатти и С. Прокофьев.

Было очень интересно наблюдать обилие и разнообразие приемов и красок для каждого исполняемого сочинения. Её исполнение обязательной пьесы Родиона Щедрина самым интересным за первый день.

Сара Данешпур, 24 года, США. Рояль Steinway & Sons.
Доменико Скарлатти – Сонаты: си минор, К. 27, ля мажор, К. 212
Сезар Франк – Прелюдия, хорал и фуга, М. 21
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Сергей Рахманинов – Вариации на тему Корелли
Сергей Прокофьев – Токката ре минор, соч. 11.

Продолжил вечернюю сессию Филипп Копачевский. В этом выступлении, впрочем, как и всегда, продемонстрировал отменный пианизм и блестящую мелкую технику, обилие красок в «Крейслериане» Шумана и экспрессию в во Второй сонате Рахманинова.

Филипп Копачевский, 21год, Россия. Рояль Kawai.
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Роберт Шуман – «Крейслериана», соч. 16
Сергей Рахманинов – Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36.

Александр Лубянцев завершил первый день второго тура. Рояль фирмы «Fazioli», на котором и в первом туре играл Лубянцев, для чего-то совершенно неожиданно установили у самой кромки сцены, т.е. максимально близко к слушателям. В остальном его выступление оказалось предсказуемо интересным. Хотя, как писал Пастернак: «Талант – единственная новость, которая всегда нова».

Александр Лубянцев, 24 года, Россия. Рояль Fazioli.

Сергей Рахманинов – Этюд-картина до минор, соч. 39 № 7
Родион Щедрин – Концертная пьеса «Чайковский-этюд»
Фредерик Шопен – Соната № 3 си минор, соч. 58
Александр Скрябин – Соната № 5, соч. 53