Большой зал Московской консерватории впервые открыл двери

Огромного значения историческое событие для московских слушателей, как впрочем и музыкантов всего мира произошло 8 июня 2011 года.

В этот день состоялся первый после реставрации концерт на одной из лучших концертных площадок мира – в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Им стал традиционный концерт выпускников Московской консерватории, посвященный 142 выпуску.

bolshoi zal moscow conservatory

Большой зал открыл двери после реставрации / Фото: Максим Блинов

Последний перед ремонтом концерт проходил в БЗК 22 мая 2010 года – тогда на сцену вышли Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Марка Горенштейна и виолончелистка Наталья Гутман. Мало кто, в том числе и автор этих строк, верили в то, что БЗК действительно откроется к XIV Международному конкурсу им. П.И. Чайковского. Вероятно, мало в это верили и в Министерстве культуры, потому как перенесли половину конкурса в Петербург. Строители и руководство Московской консерватории посрамили скептиков – БЗК распахнул свои двери для публики за неделю до начала конкурса.

С ещё бóльшим скепсисом все ожидали акустических результатов реставрации, но и здесь специалисты оказались на высоте. Качество акустики БЗК, по крайней мере, по первому впечатлению, не ухудшилось – некоторые музыканты уже утверждают, что она даже улучшилась. Приборная оценка акустики зала поле реставрации тоже показала её улучшение.

Первое впечатление после беглого осмотра фойе и зала очень хорошее. Фойе ощущается более просторным. Цветовая гамма фойе отражает стилистику начала ХХ века. Форма кресел в зале осталась без изменения, но изготовлены они из прочного, твердого и долговечного бука. Чуть изменился цвет обивки кресел – теперь она горчичного цвета. Драпировки зеленовато-серебристого тона.

На месте огромного репинского полотна, изображающего славянских композиторов, установлен витраж с изображение Св. Цецилии – покровительницы музыки, выдержанный в стиле «модерн». Этот витраж был разрушен в 1941 году в результате немецкой бомбардировки. Перемен много, и в большинстве случаев они полезны или красивы.

Перед концертом состоялась небольшая официальная часть, в которой выступили ректор Московской консерватории Александр Соколов, министр культуры РФ Александр Авдеев, член попечительского совета консерватории, директор Института кардиохирургии им. Бакулева Лео Бокерия и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Всего в концерте приняли участие 33 выпускника, не считая концертмейстеров – это были пианисты, струнники, духовики, ударные, вокалисты и один композитор. Некоторые выпускники объединились в камерные ансамбли: трио, квартеты и квинтеты. Среди выступивших выпускников было несколько участников предстоящего Конкурса им. П.И. Чайковского.

Рецензировать каждый номер программы концерта (их 21) не стоит – только перечисление выступающих занимает полных четыре листа формата А5 . Хотелось бы только отметить наличие в программе четырех камерных ансамблей, по крайней мере, три из которых были весьма интересными. Еще одного выпускника хотелось бы отметить – это завершивший концерт баритон Александр Гладков (класс профессора Б. Кудрявцева), партия ф-но Алексей Луковников. Кроме владения хорошими голосовыми данными, он поразил качеством, которое все реже и реже можно обнаружить у современных вокалистов – это прекрасная дикция – как в русском, так и в итальянском языках. Вела концерт музыковед Ярослава Кабалевская.

Теперь Большой зал распахнет свои двери уже 14 июня – в день торжественного открытия XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.