Джошуа Белл и его «русский вечер» в Москве

К счастью, уже довольно длительное время в столице нет острого дефицита приглашенных оркестров и солистов. То и дело на афишах можно увидеть имена выдающихся музыкантов, почтивших Москву своим выступлением.

Интерес к таким концертам с каждым годом всё возрастает, а уж когда иностранный оркестр играет музыку исконно русских композиторов – подавно. Известно, что Чайковского, наше всё, и при жизни упрекали в «чрезмерном интернационализме», но некоторые сочинения, вроде Скрипичного концерта, все-таки исконно «русские».

OPMC

Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo / Фото: www.opmc.mc

6 июня в рамках турне, посвященного десятилетию Общества Друзей Филармонического Оркестра Монте-Карло под Патронажем Его Светлости Князя Альберта II, на сцену Концертного зала им. Чайковского вышел Филармонический оркестр Монте-Карло. В этот вечер публику ожидала волнующая встреча с любимыми Чайковским – его единственным Скрипичным концертом в исполнении блистательного Джошуа Белла (США). Во втором отделении значилась Восьмая симфония Дворжака.

Оркестр, чья история насчитывает уже полтора века, последним художественным руководителем которого с сентября 2009 года и до своей внезапной кончины в марте 2011 был Яков Крейцберг, на этот вечер возглавил приглашенный дирижер оркестра итальянец Роберто Аббадо.

Концерт для скрипки Чайковского в интерпретации Белла получил новое, удивительное звучание. Каждая скрипичная реплика – со смыслом, ни ноты зря. Белл похож на фокусника – периодически он поворачивался к публике спиной, а когда оборачивался вновь – пребывал в новом амплуа. Каденция первой части наполнилась вдруг жалобными интонациями, вторая часть – светлой грустью воспоминаний, третья стала воплощением залихватской удали, весенними заигрышами.

Такое чрезвычайно чувствующее, тонкое исполнение Концерта заставляет не верить своим ушам, в то время как сам скрипач отметил, что у него к Чайковскому особенное отношение. Оказывается, он у него в крови: бабушка прославленного скрипача была русской.

Глядя на Роберто Аббадо, прославившегося своими оперными работами, отчего-то очень хочется провести параллели с Зубином Метой. Возможно, причина тому – итальянская кровь, или тесное сотрудничество обоих дирижеров с небезызвестным оркестром «Maggio Musicale Fiorentino». В глаза бросается сходство и чисто внешнее, и внутреннее, а именно – мастерство владения оркестром. Широким, эксцентричным, но конкретным жестом Аббадо уверенно вел оркестр за собой, подчиняя его то мягкой лирике, то народной танцевальности, то искреннему драматизму, и тот послушно и с нескрываемым удовольствием за ним следовал.

Очевидно, программа вечера была выстроена не случайно: Восьмая симфония Дворжака, подобно Концерту Чайковского, впитала в себя национальный колорит чешской культуры, а третья часть, – меланхолический вальс, вовсе сподвигает слушателей на ассоциации с лучшими образцами русской музыки. После финального тутти Дворжака на бис была исполнена увертюра Верди «Луиза Миллер», однако публика ещё долго не торопилась отпускать оркестр со сцены, стоя провожая маэстро Аббадо овациями.