В Москве пройдёт фестиваль Николая Корндорфа

Время собирать камни приходит тогда, когда либо руки пусты, либо головы. Двадцатый век отступил на десятилетие. Что он оставил – вопрос не праздный. Как нет пророков в своём отечестве, так часто нет их в своём времени.

Всем известные имена первого ряда русской композиторской школы – Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Стравинский, – представляют первую половину ушедшего века, ну, или скажем, две первые его трети. Теперь уже лишь чудом обнаружится фигура, сравнимая с ними по масштабу, о которой мы до сих пор не знаем, либо знаем, но до сих пор не оценили масштаб.

Тем не менее, хорошо ли нам известно наследие русской композиторской школы – большой вопрос, если до сих пор редко исполняемыми у нас считаются Виссарион Шебалин, Николай Мясковский, Александр Гречанинов, Николай Метнер, Александр Гедике – представители старой школы академизма, идущей из XIX века.

Более современным композиторам повезло ещё меньше – утратив связь с традиционной, в том числе национальной русской школой, отойдя от кто в сторону минимализма, кто чистой абстракции, сломав все основные принципы построения музыкального произведения – гармонические связи, мелодизм, музыкальную форму – они, растеряв слушателя, остались наедине со своим творчеством. Новый язык приняли немногие, но, словно сговорившись, разговаривать на старом отказались почти все – кроме разве что композиторов, писавших музыку кино. Когда все говорят на непонятном языке, разобрать, где осмысленная речь, где бессмыслица а где настоящая поэзия довольно трудно – нужно время. Кажется, время это прошло, кое-что расслышать уже можно. Соответственно, пришло время собирать камни.

С 25 мая по 1 июня 2011 года в Москве будет проходить Международный фестиваль памяти Николая Сергеевича Корндорфа, композитора второй половины XX столетия (1947-2001). Фестиваль организован по инициативе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в нём примут участие музыковеды и исполнители из Великобритании, Германии, Израиля, Канады, Швеции. В рамках именного музыкального форума состоятся шесть концертов и научная конференция.

Николай Корндорф до сих пор остаётся малоизвестным широкой аудитории композитором, хотя в музыкальной среде завоевал репутацию явления в современном искусстве. Корндорф родился в Москве в 1947-м, образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1973 году. В 1979-м Корндорф как дирижер заканчил аспирантуру в классе Лео Гинзбурга и преподавал на кафедре композиции и инструментовки. В 1990 он участвовал в воссоздании Ассоциации современной музыки (АСМ-2). В 1991 году Николай Корндорф покинул СССР и переехал в Канаду, где прожил последнее десятилетие жизни. Он скончался 30 мая 2001 года.

В композиторском наследии Корндорфа выделяется симфонический жанр – им написаны Камерная симфония «Confessiones» (1979), Две симфонии в 1975 и 1980, масштабная Третья симфония для большого симфонического оркестра, мужского хора, хора мальчиков, солирующего рояля и чтеца (1988) и Четвертая симфония «Underground music» (1996). Для струнного состава оркестра написаны «Con sordino» (1984) и «Concerto capriccioso» (1986) – для струнного оркестра и солирующей виолончели.

В наследии Корндорфа представлена инструментальная музыка для отдельных инструментов и различных камерных ансамблей – пьеса «Ярило», написанная в 1981 для фортепиано и магнитофонной ленты стала его «визитной карточкой». Хорошо известны «Колыбельная» для двух фортепиано и фортепианное «Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису». В оперном жанре его перу принадлежит камерная опера «Марина и Райнер», он также является автором нескольких вокальных и хоровых произведений. Саундтреки же к кинокартинами «Десять негритят» и «Морской волк», вероятно, – самая известная музыка композитора.

Музыка Николая Корндорфа, по его собственным словам, обращена к «религиозным, нравственным, проблемам взаимоотношения красоты и реальности, духовного и антидуховного». Фестиваль ставит целью познакомить самую широкую публику с творчеством композитора – все концерты, которые пройдут в нескольких залах столицы, будут со свободным входом.

Сочинения Корндорфа будут исполнены в концертных залах Московской консерватории, Московского Дома композиторов, Артистического центра «Ямаха» и Еврейского культурного центра. В концертах примут участие альтист Михаил Березницкий, валторнист Станислав Давыдов, Пётр Айду, руководитель Симфонического оркестра Московской консерватории Анатолий Левин, композитор Иван Соколов, художественный руководитель «Студии новой музыки» Владимир Тарнопольский.

Первый фестиваль Николая Корндорфа
Группа поддержки ВКонтакте

25 мая, 19.00. Открытие фестиваля
Еврейский культурный центр (Б. Никитская, 47/3)
Дмитрий Чеглаков (виолончель), Федор Амиров (фортепиано)

«Passacaglia» (1997) для виолончели соло
«Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано
«Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы

26 мая, 19.00. Большой зал Дома композиторов (Брюсов пер. 8/10 стр. 2)

Ольга Гречко (сопрано), Татьяна Вымятина (арфа), Дмитрий Чеглаков (виолончель), Иван Соколов, Фёдор Амиров, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано)

«Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы.
«Canzone triste» (1998) для арфы
«Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
«Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано

27 мая, 19.00. Yamaha Artist Services Center
Артистический центр «Ямаха», Леонтьевский пер., д. 11.

Дмитрий Чеглаков (виолончель), Иван Соколов, Фёдор Амиров, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано)

«Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999) для фортепиано
«Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
«Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы
«Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано

29 мая, 19.00. Еврейский культурный центр
Б. Никитская, 47/3

Квартет «Carbonari XL» в составе:
Татьяна Фёдорова, Мария Ветрова (скрипка), Анна Адучаева (альт), Анна Дементьева (виолончель)
Дирижёр — Валентин Урюпин

Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1992)

30 мая, 19.00. Зал им. Мясковского
Б. Никитская, 13

Дмитрий Чеглаков (виолончель), Фёдор Амиров, Пётр Айду, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано), Аяко Танабэ, Марина Жук (скрипка), Александр Митинский, Армен Назарян (альт), Пак Чул-Гын (виолончель), Илья Алпеев (контрабас)
Дирижёр — Диляра Габитова

«Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999) для фортепиано
«Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
«Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано
«Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы
«Mozart-Variationen» (1990) струнный секстет

1 июня, 19.00. Закрытие фестиваля
Рахманиновский зал Московской консерватории
Большая Никитская, 11

Симфонический оркестр Московской консерватории
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижёр — Анатолий Левин
Михаил Березницкий (альт), Станислав Давыдов (валторна), Аяко Танабэ, Марина Жук (скрипка) Александр Митинский, Армен Назарян (альт), Пак Чул-Гын (виолончель), Илья Алпеев (контрабас)
Дирижёр — Диляра Габитова

Концертино для альта и струнного оркестра (1973)
«Mozart-Variationen» (1990) струнный секстет
«Улыбка Мод Льюис» (1998)
«Amoroso» (1986) для 11 исполнителей
Дмитриев-Вилюман

«CornDoRF» (1995). Пьеса для валторны и электроники Сергея Дмитриева-Вилюмана (Швеция).

Вход на все концерты фестиваля свободный

Аккредитация СМИ на территории Московской консерватории: 629-06-38