В Москве завершился X Пасхальный фестиваль

После традиционного дневного концерта для ветеранов на Поклонной горе вечером 9 мая в Московском доме музыки состоялся заключительный концерт, которым завершился Десятый международный Пасхальный фестиваль.

Перед выступлением в ММДМ художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев встретился с журналистами, чтобы подвести итоги культурного форума.

Валерий Гергиев на закрытии Пасхального фестиваля / Фото: Classica.FM

Результатом он доволен – «Это большая для нас программа, пять стран, выступления, как правило, два раза в день. Перед большим количеством молодёжи, студентов». Особенно порадовало Гергиева количество слушателей в МГУ – «Мы привыкли к таким концертам, но в огромном зале в проходах стояли! Основная публика сейчас у нас – это больше студенты, чем туристы, что меня страшно радует. Так было в Липецке, Воронеже, Смоленске. Везде по маршруту фестиваля среди слушателей были преимущественно молодые люди и везде залы были забиты битком. Я предполагал, что интерес будет не маленьким, но он был огромным».

В каждом городе, где проходил фестиваль, Валерию Гергиеву приходилось сталкиваться с проблемами музыкантов в регионах и вникать в особенности культурной жизни. «В Смоленске весь состав музыкального училища был на нашем концерте. Там непростая ситуация, педагоги подходили после концерта, стихийно. Мы смогли обратить на неё внимание властей. Мы не можем требовать, но очень вежливо попросили уделить максимальное внимание. Говорил с губернатором, он слово публичное дал, что никуда так просто не будут выселять училище, не будут отбирать здание, не будут вселять, куда попало. Это было сказано на сцене, в присутствии тысячи человек – все услышали, что мы, таким образом, выступаем в защиту своих юных коллег. Думаю, эта проблема очень спокойно будет решаться».

Некоторые города уже своими силами меняют культурное пространство – в Омске построен великолепный концертный зал. «Это большой сюрприз для нас» – говорит Гергиев. В Екатеринбурге новый концертный зал также будет построен, об этом шла речь с губернатором. Не осталась без внимания Гергиева тревожная ситуация с культурной жизнью Челябинска, где культурные учреждения чаще закрываются, чем появляются новые, где уже год ведётся борьба жителей за сохранение Органного зала в существующем помещении, на которое претендует РПЦ. «Очень много людей было в Челябинске, но мне кажется, челябинская филармония нуждается в поддержке. Там нет хорошего концертного зала. Филармонический зал приятный, но очень маленький для города-миллионника».

Тема необходимости строительства новых концертных залов в российских городах, являющаяся тематическим вектором Classica.FM и звучавшая как напутствие Гергиеву на открытии фестиваля в середине апреля, поднималась знаменитым дирижёром на всех встречах, почти со всеми губернаторами. «Я очень аккуратно и вежливо, но настойчиво обращал внимание всех губернаторов – почти со всеми встречался. Гигантский металлургический комбинат в Липецке – гигантский! Одна десятая процента выручки – это уже новый концертный зал. И губернатор, что меня покорило, после концерта вышел на сцену и заявил, что через полтора года здесь будет новый концертный зал. Естественно, люди были счастливы это слышать» – говорит Валерий Гергиев. Концерты в Липецке прошли с огромным успехом на сцене местного драматического театра. «Но театр – это театр. Это не зал, это не для концертов» – заключил дирижёр.

В вечернем заключительном концерте в Москве были исполнены «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича, Первый фортепианный концерт Бэлы Бартока в исполнении Олли Мустонена и эпическая Пятая симфония Сергея Прокофьева. На сцене был Симфонический оркестр Мариинского театра и его дирижёр Валерий Гергиев.