Московская филармония представила абонементы юбилейного сезона

26 апреля на специальной пресс-конференции Московская филармония им. Чайковского представила абонементы нового, 90-го – юбилейного концертного сезона 2011-2012 гг.

По традиции такую презентацию филармония проводит примерно через месяц после того, как абонементы поступают в кассу – к этому времени становится ясна динамика продаж. Впрочем, сюрпризов не происходит – на самые ходовые спрос таков, что годовые абонементы исчезают в течение считанных часов. Каждый год в объявленный день у касс филармонии на метро Маяковская выстраивается гигантская очередь, перед которой блекнут очереди советских времён в ГУМе, когда там что-нибудь «выбрасывали».

Бороться с этими очередями филармония не планирует. Запуск онлайн-продаж откладывается, ускорить ввод не спешат. Тому есть неожиданный аргумент – выстояв очередь, счастливчик получает заветный пропуск в мир классической музыки на лучшие концерты отечественных и мировых знаменитостей, причём по вполне европейской, то есть доступной цене. Московская филармония ревниво оберегает репутацию доступного заведения для широких слоёв неравнодушной к классической музыке публики, среди которой значительно число людей не самых обеспеченных. «Хорошо ли, если через Интернет абонементы за 10 минут будут выкуплены спекулянтами?» – задаёт встречный вопрос журналистам Елена Зубарева, директор филармонии.

Большая часть новых абонементов уже проданы. Практика показывает, что последние абонементы, даже самые «неходовые», к октябрю из продажи исчезают. В нынешнем году европейская практика дублировать абонементы, которые продаются быстрее других, вводится Российским Национальным оркестром – на одну и ту же программу есть абонементы «А» и «Б», с концертами в 14.00 и 17.00. В Москве, как и в целом по России, ажиотажный неудовлетворённый спрос на классическую музыку – люди устали от того, чем их кормили последние два десятилетия и тянутся к подлинным ценностям. При этом количество академических концертных залов – капля в море от реальной потребности.

В маленьком французском Нанте около 10 больших концертных залов; в Москве, мировой музыкальной столице, внимание меломанов приковано фактически к двум – филармоническому на Триумфальной площади и Большому залу консерватории, которые наполняются даже на камерные концерты. Один из них год находится на реставрации – там также проходили филармонические концерты. Вопрос о строительстве новых акустических концертных залах назрел – пора принимать решения. Иначе – неизбежное повышение цен, и, как следствие, деградация музыкальной жизни.

Повышения цен в нынешнем году не произошло, хотя это решило бы самую острую сегодняшнюю проблему – филармонии, как государственному учреждению, на 30 миллионов рублей сокращено бюджетное финансирование. Государство, сохранив обязательства по выплате заработной платы филармоническим коллективам, содержанию и эксплуатации здания, полностью устранилось от финансирования непосредственно концертной деятельности. В прежние годы это позволяло приглашать в столицу коллективы мирового уровня. Известные зарубежные симфонические оркестры и солисты, концерты которых были знаковыми, хотя и заведомо убыточными, в силу огромных накладных расходов, приезжали в Москву регулярно.

Не исключено, что золотое время отходит – после триумфальных гастролей Оркестра Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля, Оркестра Радио Франс и Баварской государственной оперы в прошлом сезоне, в новом из зарубежных коллективов в Москву в рамках филармонических абонементов приедут только Литовский государственный симфонический оркестр и Камерный оркестр Савойи из Франции. Предстоящий Фестиваль симфонических оркестров мира тоже ориентирован на оркестры из стран восточной Европы. Впрочем, не исключено, что такой поворот таит немалые сюрпризы – в прошедшем году ими стали оркестры из Турции и Сеула – кто бы ожидал, какой это высокий уровень.

Ещё одно событие, не оставшееся незамеченным в среде музыкантов, особенно молодых – отсутствие гонораров при выступлениях в Камерном зале филармонии и Малом зале консерватории. Они и раньше были невысокими, в новом сезоне их вовсе отменили, поставив артистов перед выбором – или играть бесплатно, или концерты не будут проводиться. Основание – высокие затраты на организацию и проведение концертов, в том числе ставка арендной платы, которую запросила Московская консерватория за Малый зал и накладные расходы в собственном филармоническом Камерном зале – свет, реклама, зарплата обслуживающего персонала.

Решение экономить на гонорарах артистов – одно из самых неоднозначных. Организационные трудности при проведении мероприятий испытывают даже крупные европейские и американские залы и коллективы, многие из которых уже на грани существования. Причина этого – гонка цен. Та самая западня, в которую Москва очевидно загоняет себя все последние годы. Музыкальной сферы это так же касается – повышение ставки арендной платы уже сегодня превышает разумные пределы и является ограничителем развития концертной жизни. Об опасности такого пути не раз высказывался Валерий Гергиев, который прекрасно видит ситуацию в музыкальном мире – в частности, он уже предупреждал о недопустимости повышения арендной ставки Большого зала Московской консерватории после его реставрации.

Особенность современной рыночной экономики в целом в том, что никто не стремится наполнить своё предложение максимальным содержанием и качеством при минимально возможной цене – всё ровно наоборот. Существует много возможностей реструктуризации затрат – из них филармония выбрала гонорары музыкантам, что является для многих чувствительным ударом по смыслу избранной профессии, без того ущемляемой – как, впрочем, и вся сфера культуры. Остаётся надеяться, что мера эта временная и скоротечная – Московская филармония предполагает, что вопрос с гонорарам решится уже к концу этого года. Следует отметить и стоицизм молодых артистов – все они, тем не менее, подтвердили свои обязательства участия в абонементных концертах.

В целом предстоящий концертный сезон, несмотря на озвученные сложности, отмечается всё большим количеством концертов и разнообразием солистов, дирижёров и коллективов. Всего в 2011-2012 годах запланировано 640 концертов в примерно двухстах абонементах, которые пройдут в девяти концертных залах Москвы. В них будет задействовано около 400 солистов, более 40 оркестров и 90 дирижёров, тридцать коллективов и сорок ансамблей. О самых значимых и интересных мы будем рассказывать в течение всего этого времени. Возвращайтесь, читайте, слушайте и смотрите Classica.FM.