«Домашний концерт» для оркестра без дирижёра

5 апреля, когда бóльшая часть московской музыкальной интеллигенции находилась на концерте дирижёра Зубина Меты в Концертном зале Чайковского, в концертном зале ЦМШ состоялось событие малозаметное, но немаловажное.

В фойе ЦМШ афиша со скромным названием «Домашний концерт» была приколота рядом с интервью Александра Якупова, до последних суток – директора школы. Как выяснилось позже, не случайно.

Слухи об уходе директора (а вернее, добровольном увольнении его и уходе некоторых педагогов вместе с ним) ходили в стенах музыкальной школы несколько дней. В понедельник они получили документальное подтверждение, что подтолкнуло участников концерта к тайно спланированному сюрпризу.

cmc-symphony-orchestra

Симфонический оркестр ЦМШ при Московской консерватории / Фото: официальный сайт ЦМШ.

На этом концерте, длительностью всего 45 минут, состоялся дебют двух молодых дирижеров, учеников ЦМШ – Николая Цинмана и Даниила Милкиса, представивших непростую по внутреннему содержанию программу: Краковяк из «Ивана Сусанина» Глинки, «Сентиментальный вальс» Сибелиуса, Аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена и Адажио из «Шотландской» симфонии Мендельсона. Для рядового «домашнего концерта», кои проходят в ЦМШ довольно регулярно, слушателей в этот вечер собралось довольно много: кажется, даже в воздухе концертного зала витало не совсем обычное ощущение и предчувствие чего-то важного.

Среди приглашенных друзей и родственников участников концерта присутствовали также педагоги школы и бывший уже директор А. Н. Якупов. После завершения «Шотландской» симфонии его и заместителя директора по учебной работе Дубровскую Т. В. ведущие торжественно пригласили на сцену для вручения цветов и благодарственного письма, подписанного всеми участниками оркестра. После чего молодые дирижеры вложили палочку в руки бывшего главного (напомним, что помимо поста директора Александр Якупов руководил и симфоническим оркестром ЦМШ) и попросили исполнить с оркестром «Лезгинку» из балета «Гаяне» Хачатуряна. Маэстро не смог отказаться.

Кто бы мог подумать, что такое театральное, не слишком глубокое по сути и все больше шумное произведение способно произвести такое впечатление на публику? Лезгинка, блестяще исполненная без единой репетиции, стала не просто кульминацией концерта.

В этот вечер она явилась своеобразной «лебединой песней» директора ЦМШ. Ни для кого не стали диссонансом слезы в глазах молодых музыкантов первого скрипичного пульта, проступившие ещё во время исполнения, а после оваций в коридорах школы ещё долго не смолкали всхлипывания и признания благодарности директору, посвятившему школе 9 лет своей жизни.

Теперь не время и не место разбираться в справедливости оценок и принятых решений, ведь истина, как известно, у каждого своя. Будущее сокрыто мраком, прошлое не всегда изведано, да и Библейская истина о не осуждении учит каждого быть мудрее.

Один факт остается неизменно правым во все времена: ни за что и никогда невозможно купить человеческую любовь и благодарность тех, чьи глаза ещё долго оставались красными от слёз. Человеческие слёзы не продаются. Как и слова благодарности, сказанные срывающимся голосом. Ведь детские, молодые сердца обмануть невозможно. А слёзы их гораздо красноречивее любых слов.