Мариинские премьеры в Москве: «Спартак» и «Анна Каренина»

На фестиваль «Золотая маска» 2011г. в Москву приехал Мариинский театр с двумя своими последними балетными премьерами: «Спартак» (музыка Хачатуряна) и «Анна Каренина» на музыку Щедрина.

Балет Спартак в постановке Мариинского театра

Балет Спартак в постановке Мариинского театра

Партитура балета Щедрина была посвящена жене композитора Майе Плисецкой. Балет впервые был поставлен в Большом театре в 1972г., либретто написал известный режиссёр и балетный критик Б.Львов-Анохин, хореографами выступили М. Плисецкая, Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов.

Оформил балет художник В. Левенталь. Это была замечательная и яркая постановка, которая многие годы шла в театре, её показывали за рубежом. Мариинский театр заново прочёл эту музыку – постановщиком стал Алексей Ратманский со своей бригадой: художниками по костюмам, по свету, по видеографии и даже появился драматург М. Тюлиниус. В результате – холодное и скучное зрелище, с бесконечными фотоинсталяциями зданий Петербурга. Рекламное видео-путешествие по городу.

Сама хореография не очень вразумительная и малоинтересная, хотя в главной роли была изумительная балерина Диана Вишнева. Но все её мастерство не дало нужного эффекта. Очень жаль. Либретто так переделано, что не всегда понятно, какие персонажи танцуют на сцене: Кити или княгиня Шербацкая, Долли или Бетси Тверская. Мужские партии танцуют молодые солисты театра И. Баймурадов и К. Зверев – оба замечательные танцоры, но очень трудно увидеть в них Каренина и Вронского.

Одного воображения мало. Знаменитые сцены балета «Скачки» и «В опере» провалены, а они очень важны для драматургии спектакля. Пропущена интересная сцена со станционным смотрителем. Музыка балета сокращена, к сожалению. Есть много пустых проходов исполнителей: музыка играет, а танцев нет. Какие-то «мёртвые» паузы. Это, конечно, не «души исполненный полёт». Как-то даже не верится, что Мариинка не смогла воплотить на сцене замечательную музыку Щедрина.

Балет «Спартак» был впервые поставлен именно на сцене Мариинского театра в январе 1956г. (тогда он назывался театр оперы и балета имени С.М.Кирова). Хореографом тогда выступил Леонид Якобсон, а художником стала Валентина Ходасевич. Этот спектакль успешно шёл многие годы и не раз возобновлялся театром; в прошлом году Мариинский театр вновь вернулся к этой постановке. Замечательная команда в составе Е. Евтеевой, И. Генслер, Т. Легат, К. Заклинский и др. во главе с В. Хомяковым восстановила этот шедевр.

Впечатление от того спектакля было незабываемое: сейчас, когда открывается занавес, в зале вспыхивают овации – на сцене роскошные декорации, изображающие Древний Рим! И восторг публики не угасает все три действия балета. Идея спектакля – противопоставить утопающему в роскоши и разврате Риму униженных и растоптанных рабов. Герой балета – раб Спартак, не покорившийся и борющийся, и героиня – коварная и соблазнительно-прекрасная гетера Эгина. И между ними идёт поединок, хотя вместе, по замыслу хореографа, они не танцуют.

Изумительны по красоте и роскоши танцы римских патрициев и гетер, просто дух захватывает. Костюмы и декорации римских сцен поражают изысканностью и блеском, а все танцы как бы вытекают из роскошной и волнующей музыки Хачатуряна. Редкое для современного балета единение музыки, танцев и декораций! Очень интересно показаны хореографом бои гладиаторов. Там сражаются галл, нумидиец, африканец, фракиец – для них всех Якобсон придумал очень разные и интересные танцы. Важнейшая деталь постановки: римский полководец Красс, разгромивший восстание Спартака, в балете Якобсона вообще не танцует. Интересный ход балетмейстера: Красс не противник Спартака, он для него слишком мелкий игрок, так как великий герой борется с машиной по имени Рим! Самого Спартака танцует блестящий танцор Игорь Зеленский, каждое появление которого на сцене – событие.

Якобсон использует первоначальное либретто Н. Волкова, на основе которого и была создана музыка композитором, и в соответствии с ним важную роль играет друг Спартака Гармодий, роль которого исполняет прекрасный танцор Юрий Смелков. Их дуэт неподражаем! Они внешне даже схожи, а это важная деталь постановки. В постановке Ю. Григоровича в Большом театре либретто кардинально изменено и многие сцены просто выброшены из либретто. Поэтому сравнивать эти постановки бессмысленно. Очень яркая сцена «Рынок рабов», где выделяется танец египтянки (Полина Рассадина), которую продают в рабство, и она расстаётся с матерью (Наталья Новикова). Душераздирающая сцена.

Очень красочна сцена «Пир у Красса», где танцы гетер потрясают своей роскошью, и где царствует Эгина (её танцевала Екатерина Кондаурова). Яркая и самобытная балерина, а хореография этой роли довольно сложная, требующая большой выразительности, а её то и не хватало. Строгий и трагический финал спектакля без ненужной суеты и с замечательным соло жены Спартака Фригии в исполнении Виктории Терешкиной.

Необходимо сказать о прекрасной игре оркестра Мариинского театра под управлением Карена Дургаряна. Партитура балета сложная, но оркестр бесподобен. Спектакль смотрелся на одном дыхании.