Большой зал Московской консерватории откроется в назначенный срок

Руководство Московской консерватории сообщило сегодня подробности о ходе ремонта Большого зала. Тема эта, вероятно, самая волнующая для всех музыкантов и любителей классической музыки.

Главный концертный зал страны год назад был закрыт на реставрацию, с тех пор новостей о том, что происходит в священном для русской музыки месте, почти не поступало. До заявленного срока открытия обновлённого храма музыкального искусства остаётся всего лишь 90 дней, и в отсутствии официальной информации беспокойство возрастало, росли и слухи.

Правда, в последние дни появились оптимистичные новости – Московская филармония готовится представить абонементы нового сезона 2011-2012 годов, и, по нашим сведениям, концерты в Большом зале в них включены. Также, нам уже было известно, что многие ведущие артисты получили приглашения выступить на обновленной сцене в рамках специального фестиваля, посвящённого Большому залу.

big-hall-restavration

Большой зал Московской консерватории. За 90 дней до открытия.

По словам ректора Московской консерватории Александра Соколова, в настоящий момент близится к завершению первый этап большого плана реконструкции, окончание которого будет приурочено к празднованию 150-летия МГК им. П.И. Чайковского в 2016 году. В этом плане как объекты, которые предстоит реставрировать или реконструировать, так и построить новые. Среди новых – Оперный театр консерватории, комплекс студенческого общежития, Конференц-зал, новое здание библиотеки имени С.И. Танеева, а также восстановление из руин Воронцовских подвалов – памятника федерального значения, который входит в комплекс консерватории.

Первым же, и, разумеется, наиболее сложным объектом первого этапа, стала реставрация Большого зала. Зал закрылся 24 мая прошлого года с обещанием, что все работы будут закончены к началу XIV Конкурса имени Чайковского. Сомнений в том, что сроки будут выдержаны и зал откроется, почти не было – несоблюдение сроков грозило международным скандалом.

К тому же на позорном, а другого слова не подберёшь, фоне реставрации главного оперного театра страны – Большого театра, чудовищных растрат, за которые до сих пор никто не понёс ответственность, команда ректора Соколова не могла допустить подобных ошибок. В том, что зал откроют, уверенность была, а вот то, что откроется взору – составляло интригу. Как сказал сам Александр Соколов, среди слухов было и то, что сейчас строится «потёмкинская деревня», а после Конкурса им. Чайковского всё снова закроется, и ремонт начнётся по-настоящему.

Похоже, это не так. Консерватория подготовила план абонементных циклов на предстоящий концертный сезон во всех залах консерватории, включая Большой. Для него действительно специально планируется «Фестиваль Большого зала консерватории», для участия уже приглашены звёзды классической музыкальной сцены, и все они дали согласие. Это лучшие оркестры и хоры, лучшие солисты.

На сегодняшний день в Большом зале окончена большая часть капитальных работ и началась финишная отделка. Важнейший вопрос – акустика, по заверению специалистов, не будет ухудшена. Ещё до закрытия была разработана математическая и физическая модель акустики, макет Малого и Большого залов – своеобразный «замороженный слепок», который всегда можно использовать на будущее. При реставрации соблюдались технологии и материалы, практически идентичные тем, что использовались при строительстве – грунтовки, армирующие холсты, шпаклёвки, финишный слой, ткани, краски. Реставраторы действовали по принципу «если делаешь всё, как было – получаешь тот же результат».

Что изменится? Большой зал получит другую цветовую гамму – он станет оливковым. Это не новшество – именно таким он был при открытии, что показали вскрытия поздних наложений. Оливковый цвет был популярен в начале века, чем и обусловлен его выбор в то время. Верхние этажи зала и вовсе станут зелёными – это будет приятный цвет молодой листвы. Ещё одно изменение – в зале будут новые кресла. Они идентичны предыдущим, но кажутся чуть более просторными и комфортными. Не скрипят – мы проверили.

На место, где висит картина Ивана Репина «Славянские композиторы», вернут утерянный во время войны витраж «Святая Цецилия». Картину перевесят в левое или правое крыло фойе партера. Ещё из изменений – на месте прежнего буфета будет зона отдыха и музицирования, буфет перенесут на место прежних туалетов, а сами туалеты – на первый этаж. Решению стоит аплодировать – буфет был крошечный, а туалеты занимали излишне большие площади, да и были плохо организованы, также создавали очереди. Появятся специальные лифты, места в туалетах и самом концертном зале, специально предназначенные для инвалидов.

Что сохранится? В том же порядке после реставрации возвращаются на место портреты композиторов. Как известно, у них непростая судьба – в разные времена одних убирали, для других меняли порядок расположения, выстраивая заслуги по рангу. Мендельсона в своё время сняли из-за его происхождения, Глюка убрали, посчитав заслуги несущественными. Поскольку портреты – это лицо зала, дискуссия о том, нужные ли висят, в достаточной ли степени отражают значимость возникали как ранее, так и нынче. Консерватория в дискуссию не вмешивалась – решили оставить так, как было. Сейчас портреты на реставрации, которая получена лучшим мастерам – ректор Александр Соколов лично ездил в Санкт-Петербург для контроля. Его подкупили профессионализм и увлечённость специалистов. По большому секрету нам сообщили, что «диссидентов» могут вернуть – на свободные места в зале и стены в фойе перед партером.

На полу первого этажа, под залом, где гардеробы, будет та же метлахская плитка. Как сообщила специалист по реставрации Анастасия Володина, повреждённую за сто лет отреставрировали, разбитую заказали в Европе – там изготовили идентичную. По правилам реставраторов, она чуть заметно, на один тон, отличается от оригинальной – чтобы можно было различить, где новодел, где подлинник.

Подводя итоги, можно вздохнуть облегчённо. Сейчас Большой зал всё ещё в неприглядном виде, но, учитывая выполненную работу и оставшееся время, можно быть уверенным, что зал откроется вовремя, во всём блеске и великолепии. Глаза привыкнут к новому для нас цвету, новые кресла будут удобны, воздух свежим, акустика останется великолепной, а музыка… Ну что говорить – все московские меломаны, да и сами артисты истосковались по родному для них Большому залу консерватории.

В фойе первого этажа появилась бегущая строка. Её текст неизменный, за исключением одной цифры – она уменьшается каждый день. Сегодня текст такой: «Внимание! До открытия Большого зала Московской консерватории им. П.И. Чайковского осталось 90 дней»! До встречи осталось совсем немного, и теперь понятно, что она обязательно состоится.

Интересные факты

  • Московская консерватория снимет фильм, в котором буду отражены все этапы работ во время реставрации в Большом зале. Как это происходило, что было выявлено в процессе, неожиданные проблемы и то, как они решались. Фильм будет архивным материалом, и с годами, безусловно, будет вызывать всё больший интерес. Покажут его к началу XIV Конкурса им. Чайковского. Classica.FM тоже покажет этот фильм.
  • Такой параметр, как «Акустика Большого зала Московской консерватории» должна стать предметом культурного наследия и будет под защитой соответствующего законодательства. Это прецедент – в мире такого не было. Инициативу в этом вопросе проявила сама Московская консерватория.
  • В процессе реставрации были сохранены некоторые из материалов, использовавшихся при постройке. К примеру, доски резонансной деревянной деки (потолок) оказались в хорошем состоянии и их оставили – замена составила не более 5%. Замена могла привести к изменению акустики, потому что невозможно подобрать идентичные.
  • Раньше в Большом зале были места, где к концу концерта из-за особенностей несовершенной вентиляции быстро становилось душно. Касалось это прежде всего первых рядов амфитеатра. В то же время в партере у людей из-за подачи свежего воздуха снизу, через отверстия в полу, мёрзли ноги. Проблема была исследована, получена схема турбулентности, которая использовалась в новой компьютерной модели притока воздуха. Была получена температурная карта для каждого места – отдельно на уровне ног, корпуса и головы. Просчитано, что будет меняться от начала концерта к концу. Параметры воздухообмена были учтены и выработана оптимальная модель. Ноги больше мёрзнуть не будут – вентилировать зал на уровне пола будут только во время антрактов.
  • Стартовый бюджет реставрации составлял полтора миллиарда рублей – это около 50 миллионов долларов. На эту сумму и выполнены работы, которые сейчас подходят к финишной примой. Были проблемы с перечислением траншей – задержки. К слову, на графике это не сказалось – на объекте весь этот год работы идут круглосуточно, не останавливаясь ни на час – в три смены. В процессе выявились новые проблемы, и необходимость в дополнительном финансировании увеличилась – до 3,8 миллиарда. Дополнительные деньги пока не выделены и ещё не утверждены – этот вопрос находится в стадии рассмотрения в Министерстве культуры и Правительстве. Даже если деньги будут выделены, в сумме реконструкция составит 118 миллионов долларов. Для сравнения – схожий по количеству работ ремонт миланского театра Ла Скала обошелся итальянской казне в примерно 79 миллионов долларов, после чего директор был уволен – не за воровство, просто затраты признали чрезмерными. Реставрация Королевской оперы «Ковент-Гарден» в Лондоне, самом дорогом городе мира, обошлась в 360 миллионов долларов. Никто уволен не был, все довольны.
  • В 2008 году был подписан контракт между РЖД и управлением по реализации железнодорожных проектов Ливии на строительство железной дороги Сирт–Бенгази. Проект предусматривал строительство современной скоростной линии протяженностью 554 км вдоль побережья Средиземного моря, которая должна была стать частью международного транспортного коридора на севере Африки. Планировалось построить 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепровода, а также 4 крупных вокзала и 24 станции. Общая стоимость контракта оценивалась в 2,2 млрд. Бюджет ремонта Большого театра на шестой год приближается к половине этой суммы.

Другими словами – на эти деньги российская структура готова была в чужой стране в короткий срок построить около 250 километров скоростной железной дороги, два десятка путепроводов (это значит – мосты и тоннели), два крупных железнодорожных вокзала и десяток станций. Можно оценить масштаб растрат. Что можно было сделать на сумму перерасходованных средств, истраченных на Большой театр? Реформировать систему музыкального образования в России, построить Дальневосточную консерваторию, две фабрики музыкальных инструментов и бесплатно оснастить инструментами все музыкальные школы в России, а в довесок – построить концертный зал в Сочи. Там его просто нет, хотя Олимпиада-2014 на носу. Однако ничего этого нет, и денег тоже – украдено.

Фотоальбом события