«Риголетто» на сцене Новой оперы – оправданный ажиотаж

В саду «Эрмитаж», где находится «Новая опера», столпотворение: театр посетила редкая при всей популярности гостья Москвы – опера Верди «Риголетто».

Ажиотажу способствовал и дирижёр, англичанин Ян Латам-Кёниг (Jan Latham-Koenig) – приглашённый дирижёр театра.

Он работал с Венской, Римской и Рейнской операми, театром Миссимо в Палерно и другими известными залами; сейчас Латам-Кёниг – музыкальный руководитель театра Сантьяго (Чили) и главный приглашённый дирижёр Туринского театра Реджо.

jan-latham-koenig

Дирижёр Ян Латам Кёнинг.

Под его руководством в Новой опере уже состоялась премьера «Лоэнгрина», «Набукко», а в прошлом году он с большим успехом Латам-Кёниг дирижировал «Военным реквиемом» Бенджамина Бриттена. Московская публика музыканта полюбила, ожидание публики оправдались и на этот раз – москвичи давненько не слышали такого страстного, эмоционально насыщенного исполнения, но главное – точного воспроизведения партитуры Верди.

Главную роль пел известный итальянский баритон Роберто Фронтали (Roberto Frontali) – настоящий вердиевский певец, поющий в лучших театрах Европы и США. У него блестящий голос – красивого тембра, ровно звучащий во всем диапазоне. Слушать Фронтали – наслаждение. А какой страстный певец! Он очень просто сыграл любовь к Джильде, своей единственной дочери, но был ехидным и насмешливым в сценах с герцогом. Артистизм его был максимально естественным – настоящий природный итальянский темперамент! Константин Сергеевич был бы доволен и сказал «Верю!»

Дирижёр подчеркивал в спектакле важнейшую тему – проклятие графа Монтероне, которая звучала зловеще, а голос Фронтали, как набат, призывал к покаянию. Партию Джильды пела молодая певица Галина Королёва – у неё небольшой лирический голос, роль Джильды ей трудна, хотя певица очень старалась. Во многих сценах она была органична, в дуэте с Фронтали Королёва пела хорошо, но драматизма в пении ей не хватало. Как говорят – «не хватало мяса».

Партию Герцога исполнял очень молодой Нурлан Бекмухамбетов, который выступил по замене другого тенора. Волновался он ужасно, в начале спектакля голос звучал тихо. Постепенно певец справился, его очень молодой герцог, наивный и не наглый (а этого и не хватало в роли!) был милым созерцателем событий. Неодобрительно и насмешливо на него смотрел всё понимающий Риголетто.

Знаменитый квартет из последнего действия под управлением дирижёра был исполнен потрясающе – все пели с огромной отдачей, доминировал голос Риголетто-Фронтали (а лучше, если бы голос Джильды-Королёвой). Особенно хочется отметить молодую певицу Анастасию Бибичеву в роли Маддалены – у неё насыщенное меццо-сопрано и прекрасная внешность актрисы. Хочется услышать её в больших ролях, подстать крупному её голосу.

Итог – музыкальная сторона спектакля была на высоком уровне, что не так часто бывает в московских оперных постановках. И главный «виновник» этого события – дирижёр Ян Латам-Кёниг, точно понимающий задачи дирижёра и умеющий их донести до оркестра и слушателей.

Ян Коваленский,
Эксклюзивно для Classica.FM.
28 января 2011.