Бах Коллегиум на Баховском фестивале в Москве

В московском Доме музыки в эти дни, с 4 по 25 марта, проходит большой международный Фестиваль музыки И.С. Баха.

На открытие фестиваля был приглашен всемирно известный немецкий дирижёр и крупнейший исследователь музыки Баха Хельмут Риллинг. Он родился в 1933г. в Штутгарте, где и обучался в Высшей школе музыки, а татем в Риме и Сиене. В 1954 основал Гехингенский хор, работал органистом и хормейстером в церквях Штутгарта. В 1967 совершенствовал своё дирижёрское мастерство в Нью-Йорке у Леонарда Бернстайна. С 1970г. Риллинг – соучредитель и художественный руководитель Баховского фестиваля в Орегоне (США).

bach-collegium

Бах Коллегиум Штутгард

В 1981 он основал в Штутгарте своё самое важное детище – Международную Баховскую академию. Риллинг – один из крупнейших специалистов по хоровым сочинениям Баха. Он записал все церковные хоровые произведения великого немца – около 1000 кантат, ораторий, страстей и др. Маэстро гастролирует по всему миру не только со своим коллективом, но и с ведущими оркестрами мира, например, Венский и Нью-Йоркский филармонические, Оркестр японской корпорации NHK и другими. У него много премий за свои записи – Grammy, Echo-Klassik, премии ЮНЕСКО и множество других.

Сердцевиной Баховской академии является инструментальный ансамбль Bach-Collegium, созданный Риллингом в 1965-м. Четвёртого марта на открытии фестиваля исполнялись «Страсти по Иоанну» И.С. Баха под управлением Х.Риллинга. Германский мажстро привёз в Москву Bach-Collegium и международный состав солистов – сопрано Юлия Вагнер (Германия); контральто Кисмара Пессатти (Бразилия); тенор Йорг Дюрмюллер из Швейцарии, а также двух немецких баритонов – Даниэль Охоа и Клауса Хегера. В исполнении «Страстей» участвовал также академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского музыкального телерадиоцентра, художественный руководитель – профессор Лев Конторович.

На пресс-конференции Хельмут Риллинг особо подчёркивал, что это совместное немецко-российское исполнение Баха. «Музыка Баха принадлежит не только Германии, а всему миру» – заметил он. Бах сочинил своё произведение в 1724, позже не раз возвращался к нему, добавляя и изменяя партитуру. Существуют четыре редакции «Страстей по Иоанну», Риллинг выбрал для исполнения последнюю, четвёртую редакцию 1749 года. Либретто в целом составлено неизвестным автором, но, как считается, с участием самого композитора – возможно, им одним, с добавлением библейских текстов из Евангелия от Иоанна. Также использованы тексты М. Лютера, П. Штокмана и др. авторов.

Исполнение было грандиозным, величественным – масштаб этой музыки не предполагает иного подхода. Качество игры оркестра просто ошеломляло, посыл звука в зал был превосходным. Если другой оркестр будет играть, как оркестр Риллинга, разговоры о плохой акустике зала смолкнут (конечно, инструменты у оркестрантов тоже превосходные). Хор пел очень хорошо, артикуляция была отличной, а это не так просто, так как произведение написано на старонемецком языке, на котором сейчас не говорят. Как сказал сам Риллинг: «Я в восторге от русского хора».

Большой хор Российского музыкального телерадиоцентра был создан ещё в 1928 году, им руководили выдающиеся мастера – Александр Свешников, Клавдий Птица. Это выдающийся хоровой коллектив. Солисты тоже были на высоте – особенно хочется выделить сопрано Юлию Софию Вагнер. Она обучалась в Высшей школе музыки имени Листа в Веймаре и в школе музыки и театра имени Мендельсона в Лейпциге. У неё красивое, лёгкое сопрано и полётный звук. Её было слышно во всех уголках зала. Да и внешне хороша она – ей достались самые громник и продолжительные аплодисменты.

Трудную и важную партию Евангелиста исполнял Йорг Дюрмюллер. Он родился в 1959 в Берне, обучался в Высшей школе музыки Гамбурга. У него много записей вокальных сочинений Баха и Букстехуде. Дормюллер считается одним из лучших исполнителей роли Евангелиста в пассионах Баха, в чём слушатели концерта смогли убедиться..

Дирижёрская манера Риллинга простая и довольно скромная, жест ясный, эмоционально он сумел «зажечь» оркестр, хор и солистов. Но, главное, увлёк зал и донёс музыку Баха до сердец слушателей. Хочется поблагодарить руководство Дома музыки за такое блестящее начало фестиваля Баха.