Серия концертов «Копельман-квартета» в Москве

«Копельман-квартет» в составе: Михаил Копельман (первая скрипка), Борис Кушнир (вторая скрипка), Игорь Сулыга (альт) и Михаил Мильман (виолончель) в декабре 2010 года выступил с серией концертов в Москве, Ярославле и Владимире.

Собрал квартет в 2002 году скрипач Михаил Копельман, в течение 20 лет с 1976 по 1996 год бывший примариусом во всемирно известном Квартете им. Бородина.

В состав «Копельман-квартета» входят опытные камерные музыканты, воспитанные в традициях русской классической школы. Все четверо в разное, но близкое время окончили Московскую консерваторию.

kopelman-quartet-004

Копельман-квартет: Михаил Копельман, Борис Кушнир, Игорь Сулыга, Михаил Мильман.

После того, как Копельман ушел из Квартета им. Бородина, он шесть лет выступал на первом пульте «Токио-квартета», а в 2002 году стал профессором по классу скрипки в Истменовской школе музыки (Eastman School of Music) при Рочестерском университете, штат Нью-Йорк. Борис Кушнир и Игорь Сулыга были основателями Московского струнного квартета и работали с Дмитрием Шостаковичем над его последними квартетами. Сейчас Борис Кушнир – профессор Венского университета музыки; среди его учеников – Юлиан Рахлин и Николай Цнайдер. Игорь Сулыга 20 лет играл в камерном оркестре «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова. В настоящее время – концертмейстер группы альтов одного из камерных оркестров в Испании.

Михаил Мильман еще до создания оркестра «Виртуозы Москвы» выступал в разных ансамблях с участием В. Спивакова, а потом два десятилетия лет был концертмейстером виолончелей этого оркестра, сотрудничал с Квартетом им. Бородина в концертах и на записях.

Общность образования в Московской консерватории позволила «Копельман-квартету» быстро достигнуть мирового признания – их концерты вскоре после образования квартета уже прошли в залах «Концертгебау» в Амстердаме и «Вигмор Холл» в Лондоне. Ныне квартет дает концерты по всему миру. В России «Копельман-квартет» сыграл два концерта на ХХХ фестивале «Декабрьские вечера» (24 и 26 декабря 2010 г.) в Музее им. А.С. Пушкина и принял участие в концертах Государственного академического камерного оркестра России в Зале им. П.И. Чайковского (29 декабря), в Ярославле и Владимире.

На первой программе, посвященной музыке Брамса, пишущий эти строки не был, но слышал на «Декабрьских вечерах» вторую программу. Струнный квартет №2 Чайковского прозвучал тогда очень стильно, с отменным вкусом, без излишней академичности, которая могла бы его «засушить» и сделать скучным – был исполнен «Копельман-квартетом» очень живо и естественно.

Настоящим подарком стало исполнение Струнного квартета № 3 «Blatter eines nicht geschriebenen Tagebuches» («Листки из ненаписанного дневника») Кшиштофа Пендерецкого. Это первое исполнение квартета в Москве, и исполнение превосходное. В первую очередь очень интересна сама музыка квартета – поздний Пендерецкий (квартет сочинён в 2008 году) с середины 70-х годов в своей творческой эволюции отошел от авангардизма и стал сочинять просто красивую музыку. Хотя современные мнинималистские веяния слышны и в музыке квартета – в виде многократно повторяющихся музыкальных фраз.

В первой части квартета можно услышать влияние Шостаковича – музыка экспрессивна. Во второй – элегична и включает много возможностей для каждого инструмента квартета, делая их по очереди солирующими, где слышен высокий личный профессионализм квартетистов. Музыканты настолько держали внимание слушателей, что после того, как истаяли последние звуки сочинения, зал еще долго безмолвствовал, после чего взорвался аплодисментами.

Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича для всех членов квартета хорошо знакомое сочинение, прекрасно вписался в их коллектив и израильский пианист Итмар Голан. Здесь он по праву был лидером при сохранении точно выверенного динамичного баланса. Скерцо из квинтета было исполнено на бис.

Второй концерт квартета – в рамках «Декабрьских вечеров», был благотворительным – средства от концерта направлялись в фонд этого фестиваля. В концерте в зале им. П.И. Чайковского 29 декабря «Копельман-квартет» принял участие в исполнении переложения Большого секстета Михаила Глинки для струнного квартета, контрабаса и камерного оркестра. Надо отметить – само удачное переложение, сделанное А. Стрельниковым.

На бис Копельман-квартет великолепно исполнил первую часть Квартета №1 Дмитрия Шостаковича и «Танец» Игоря Стравинского. Завершился концерт очень символично: участники квартета сели в оркестр за пульты концертмейстеров оркестровых групп и все вместе блистательно исполнили Скерцо Д. Шостаковича.

Концерты «Копельман-квартета» показали высокий уровень его ансамблевой культуры, между участниками установилось отличное взаимопонимание. Михаил Копельман, несмотря на присущую ему силу и красоту звука, не подавлял других участников квартета. Борис Кушнир великолепно провел партию второй скрипки. Быть второй скрипкой в квартете и не потеряться на фоне первой скрипки – особое умение, и Кушнир этим умение владеет в совершенстве. Прекрасный звук и мастерство продемонстрировали альтист Игорь Сулыга и виолончелист Михаил Мильман. Можно утверждать, что «Копельман-квартет» по праву занимает одно из ведущих мест в мире квартетного исполнительства.

В этих концертах Михаил Копельман играл на скрипке Джованни Баттиста Гваданини (1773, Турин); Борис Кушнир – на Антонио Страдивари «La Rouse Boughton» (1703), предоставленной Австрийским национальным банком; Игорь Сулыга – на альте Пьетро Джованни Мантегацца, Милан (ок. 1780); Михаил Мильман – на виолончели работы Давида Техлера (David Techler – Рим, 1722). Михаил Копельман удостоен награды Королевского филармонического общества Великобритании и Почетной серебряной медали «Концертгебау».

Декабрьские вечера Святослава Рихтера ХХХ
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
26 декабря 2010 года

Копельман-квартет:

Михаил Копельман, 1-я скрипка (США)
Борис Кушнир, 2-я скрипка (Австрия)
Игорь Сулыга, альт (Испания)
Михаил Мильман, виолончель (Испания)

Итамар Голан, фортепиано (Израиль)

I отделение
Пётр Чайковский (1840-1893)
Струнный квартет №2 фа мажор, ор. 22

  • Adagio – Moderato assai
  • Скерцо. Allegro giusto
  • Andante ma non tanto
  • Finale. Allegro con moto

Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933)
Струнный квартет № 3, «Blatter eines nicht geschriebenen Tagebuches» («Листки из ненаписанного дневника»), (2008)

  • Grave. Vivace attaca. Tempo di valse
  • Adagio natturno. Vivace. Andante

II отделение
Дмитрий Шостакович (1906 – 1975)
Фортепианный квинтет соль минор, ор. 57

  • Прелюдия. Lento
  • Фуга. Adagio
  • Скерцо. Allegretto
  • Интермеццо. Lento
  • Финал. Allegretto

Концертный зал им. П.И. Чайковского
29 декабря 2010 года
Абонемент № 31

Государственный Академический камерный оркестр России
Художественный руководитель, главный дирижёр и солист – Алексей Уткин
Копельман-квартет

II отделение
Михаил Глинка (1804 – 1851) – Большой секстет, ми бемоль мажор (1832)
(переложение Алексея Стрельникова для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и оркестра)

  • Allegro
  • Andante
  • Allegro con spirito

Бисы:
Дмитрий Шостакович – Квартет №1 до мажор, соч. 49, ч. 1 Moderato;
Игорь Стравинский – Танец.

Официальный сайт Kopelman Quartet: www.kopelmanquartet.com