В Большом театре восстановили «Аполлона и муз»

Художники и реставраторы Большого театра завершили работу по восстановлению росписи потолка зрительного зала «Аполлон и музы», выполненной в XIX веке мастерами под руководством академика Алексея Титова, сообщила Classica.FM пресс-служба генподрядчика – Инвестиционной группы «Сумма Капитал».

apollon-muses

Восстановленный «Аполлон и музы» пока в лесах / Фото: Дамир Юсупов.

История предыдущих реставраций плафона – иллюстрация непростой судьбы здания ГАБТ России, его многочисленных переделок и реконструкций. По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Зимой через него в помещение проникал холодный воздух, летом на живописном холсте скапливалась влага – в итоге первую реставрацию росписей «Аполлон и музы» пришлось делать через несколько лет после открытия театра. В ходе одной из реставраций, приуроченной к торжествам по случаю помазания на царство Николая II, часть росписей была переписана художниками в модном тогда стиле модерн.

В 30-х годах двадцатого века в театре установили приточно-вытяжную вентиляцию и в Зрительном зале изменился микроклимат. Последовавшие попытки отреставрировать плафон, который стал стремительно разрушаться, привели к противоположному результату, так как не устраняли причин деформации. В 1939 году эксперты пришли к неутешительному выводу – живопись «Аполлона и муз» пришла в совершенную негодность. В начале 40-х годов встает вопрос о полной замене плафона на новые росписи.

Советское правительство приняло решение заменить полотна с античными мотивами на идеологически выверенные – тогда в конкурсе по созданию нового плафона для Зрительного зала Большого театра на тему «Апофеоз искусств народов СССР» приняли участие крупнейшие мастера советского монументального искусства. Однако началась война, и ни один из конкурсных проектов не был реализован.

Осенью и зимой 1941 года, когда шли бои под Москвой, братья Александр и Павел Корины провели ещё одну кропотливую реставрацию живописного холста. Вместе с ними восстановлением «Аполлона и муз» занимался художник и искусствовед Игорь Грабарь, разработавший в СССР основы научной реставрации и консервации памятников искусств. Реставрация велась в сложнейших условиях, часто при низкой температуре. Воздушные тревоги вынуждали реставраторов по нескольку раз в день спускаться с высоких лесов в бомбоубежище, но благодаря их таланту, терпению и труду живопись плафона была спасена.

Несмотря на трудности военного времени, реставрация плафона была проведена столь качественно, что живопись в течение последующих 17 лет находилась в хорошем состоянии. Вместе с тем основные причины деформации холста – губительный для росписей микроклимат, удалось устранить только в 1958 году, когда Большой театр был оснащен системой кондиционирования. После этого под руководством Павла Корина была проведена повторная реставрация плафона на основе прежней методики. Последний раз реставрационные работы живописи плафона Зрительного зала Большого театра проводились к 200-летнему юбилею театра в 1975 году.

За прошедшие тридцать лет плафон вновь обветшал. Проведенное в 2009 году натурное обследование плафона показало многочисленные вздутия и шелушение красочного слоя. Обнаружилось, что фоновой холст вокруг фигур муз и Аполлона был вырезан и заменен новым в процессе предыдущих реставраций. Были видны поздние шпатлевки, которые местами лежали поверх холста. На красочном слое наблюдались поверхностные загрязнения в виде копоти и пыли.

Художники и реставраторы, приступившие в июне прошлого года к восстановлению живописного полотна для восстановления акустических свойств деки со стороны холста полностью очистили старые слои клея и шпаклевки, после с тщательной шлифовки и заделки швов между щитами наклеили живописное полотно. Параллельно мастера укрепили красочный слой плафона, устранили коробления холста в местах провисаний и прорывов. Были удалены реставрационные вставки холста на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака. Для придания холсту влагостойкости на покрытую лаком поверхность нанесен финальный слой лака с добавлением воска.

«В конце февраля восстановление живописи плафона было завершено. Комиссия с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) приняла работу, высоко оценив качество проведенной реставрации. Таким образом, мы можем говорить об окончании очередного важного этапа восстановления исторических интерьеров Большого театра» – отметил представитель подрядчика Михаил Сидоров.