Бетховенский зал Большого театра примерил исторические панно

В Большой театр из реставрационных мастерских для примерки привезли восстановленные панно императорского фойе.

«Перед коронацией императора Николая II в 1885 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах представляет собой композицию растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России, уничтоженные позднее в советское время», – сообщает пресс-служба генерального подрядчика.

Восстановленные исторические панно Бетховенского зала

Перед реставраторами, восстановившими уникальные панно, стояла задача колоссальной сложности. За прошедшие сто лет художественные полотна, украшавшие большой зал Императорского фойе, переименованного в двадцатые года ХХ века в Бетховенский зал, значительно пострадали. Повреждения являлись результатом неосторожной эксплуатации, многочисленных ремонтов и ошибок в реставрации.

Исторические ткани, являющимися настоящими музейными экспонатами, не пощадили люди и время. В советское время вместо вырезанных ножницами медальонов с двуглавыми орлами и монограммами были пришиты заплаты с цветочными рисунками, качество исполнения которых не соответствовали уровню оригинала. В 70-х годах было принято неудачное решение очистить художественные полотна в химчистке.

Тогда органические растворители нарушили естественную защиту волокон шелка и шерсти, в результате чего они стали хрупкими – это привело к ослаблению и выпадению нитей по всей поверхности панно. Имелись многочисленные механические повреждения –: разрывы тканей, деформация и обрыв нитей, повреждения краев несколькими рядами гвоздевых прорывов. Нити шелка и шерстки утратили первоначальный цвет в результате перепадов температуры и влажности в помещении. Также на ткани были видны многочисленные затеки, пятна различного происхождения и брызги краски, попавшей на ткань в результате текущих ремонтов.

Реставраторы восстановили историческую ткань. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр. В результате кропотливой трехлетней работы каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

«После реставрации художественные панно обрели свой первоначальный вид. Мастера устранили многолетние загрязнения и другие дефекты ткани, восстановили по архивным фотографиям историческую символику, уничтоженную в советский период. Результаты работы реставраторов были одобрены специалистами авторского надзора.

После прошедшей примерки уникальные полотна были демонтированы и будут храниться в специальных условиях. Перед открытием театра панно займут свое постоянное место на стенах Бетховенского зала, и посетители смогут увидеть бывшее Императорское фойе таким, как оно было подготовлено к коронации 26 мая 1896 года.