В Московской консерватории восстановят утраченную Святую Цецилию

В фойе Большого зала Московской консерватории будет восстановлен витраж с изображением Святой Цецилии, покровительницы музыки. Фойе партера витраж украшал с момента открытия Большого зала в 1901 году.

Вероятно, его помнят лишь единицы из здравствующего ныне старшего поколения – витраж был разрушен во время бомбардировок Москвы в начале Великой Отечественной войны, в 1941-м. При взрыве авиабомбы рядом со зданием консерватории, на территории ГИТИСа витраж осыпался и был полностью утрачен. Впоследствии оконный проем был зашит, на его месте поныне размещена картина И. Е. Репина 1872 года «Славянские композиторы».

Saint Cecilia

Исторический витраж с изображением святой Цецилии

Разбитые стёкла после разрушения были аккуратно собраны в коробку и хранились в консерватории до 1990-х, что сохраняло надежду на восстановление. К сожалению, в кризисные 90-е о восстановлении исторических ценностей мало кто задумывался, и ящики были просто выброшены в мусор. Так надежда на восстановление витража исчезла – казалось, безвозвратно.

Тем удивительнее было узнать, что при реставрации Большого зала, которая осуществляется сейчас, руководством Московской консерватории было принято решение восстановить витраж. Существовали фото с разных ракурсов, которые не могли дать чёткого представления об изображении. Благодаря стараниям реставраторов была найдена оригинальная чёрно-белая фронтальная фотография – с неё в натуральный масштаб было перенесено изображение.

Когда рисовали центральный медальон, возникали сложности с тем, как повернуть голову – нужно было поднять к небу глаза Святой Цецилии, показав тем самым, что она принадлежит скорее не этому миру, а миру вышнему; вместе с тем так, чтобы портрет не выглядел слепым. Существует много живописных полотен Святой Цецилии, которые были изучены реставраторами, были соблюдены канонические моменты. Сам медальон с изображением Святой Цецилии с ангелами находится в центре орнаментального поля, выполненного в традиционной манере свинцово-паечного витража.

Saint Cecilia

Центральный медальон исторического витража с изображением святой Цецилии с ангелами

В процессе работы над восстановлением реставраторам пришлось провести немало изысканий. К примеру, они задались целью выяснить, какая именно мастерская более ста лет назад этот витраж изготовила. Также был найден обмерный чертёж 20-летней давности с указанием всех цветов, сделанный по собственной инициативе специалистом Мастерской №13 Моспроекта-2 им М.И Посохина Александром Берштейном. Он же сохранил горсть старых подлинных стёкол утраченного витража. На основании этих осколков на складах производителей подбирались современные аналоги. Разумеется, спустя столетие именно такие стёкла уже не выпускаются – выбирались современные аналоги с высокой степенью идентичности. Учитывались образцы не одного, а всех современных производителей подобного высококачественного стекла, во всём мире.

Восстановленный витраж должен быть установлен на своём старом месте к середине мая. Сейчас над его изготовлением трудятся специалисты мастерской Вадима Лебедева, сотрудника отдела реставрации и истории витражей Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В целом на реставрационные работы в Большом зале Московской консерватории брошены все необходимые людские и денежные ресурсы, работы идут почти круглые сутки. На объекте постоянно находятся штатные инженеры и реставраторы, консультанты. При возникновении неоднозначных вопросов устраиваются мозговые штурмы и совещания, приглашаются эксперты.

Историческая справка: в конце 1893 года дирекция московского отделения Российского Музыкального общества приняла решение о сооружении нового здания консерватории, реконструировав старое. Проект был разработан архитектором Загорским. Строительство, начатое в июне 1895 года, продолжалось около 8 лет. Открытие его 7 (20) апреля 1901 года было обставлено с особой торжественностью.

По замыслу основателей, Большой зал консерватории должен был воплотиться в подлинный храм музыки. Его вестибюль, разделяющийся на три нефа, построен в духе античного храма, у врат которого встречают статуи амазонок – это копии греческих статуй Кресилая и Фидия, некогда украшавших знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Основной вход в здание, вестибюль и фойе партера украшены колоннами. На стене, напротив входа в партер, расположенного на основной оси Большого зала, до 1941 года находился витраж «Святая Цецилия».

Заказ на изготовление витража для консерватории выполнили мастера торгового дома «М. Франк и Ко», который торговал витражами Северного стекольно-промышленного общества и имел отделение в Москве. Продукцию торгового дома Франков высоко ценили современники, и сегодня их витражи воспринимаются как символы ушедшей эпохи «серебряного века» русской культуры. Восстановление витража имеет целью вернуть Большому залу его первоначальный облик и атмосферу музыкального храма.

Цецилия Римская (Cecilia a Roma) — cвятая римская мученица III века. Цецилия родилась в благородной римской семье в 200 году нашей эры и была казнена правителем Рима Аммахом, гонителем христиан. Её тело было похоронено в римских катакомбах. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомбы Претекстата и поместил в храм св. Цецилии в Трастевере. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность, после чего мощи были положены под престолом Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

С XVI века святую Цецилию почитают покровительницей церковной духовной музыки. Святую изображают с разными музыкальными инструментами, но чаще всего с клавишными – орган, клавесин, фисгармония, челеста, или со скрипкой.

Георг Фридрих Гендель ко дню святой Цецилии в сентябре 1739 году написал «Оду на день Св. Цецилии» (Ode for St. Cecilia’s Day), 22 ноября она была впервые исполнена в одном из лондонских театров. В России «Ода святой Цецилии» была впервые исполнена 22 ноября 2008 года в Камерном зале Новосибирской филармонии.

Благодарим за предоставленную историческую справку эксперта по реставрации и реконструкции зданий ЗАО «Балтстрой» Анастасию Володину.