Юрий Башмет. Концерт в день рождения

24 января Юрий Башмет отметил день рождения. В этот день музыкант всегда даёт концерт на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского в Москве – в этот раз 58-летий маэстро не изменил традиции. Перед концертом, в перерыве между репетициями, он встретился с журналистами.

«Это ещё не юбилей, но дело к нему. Много мыслей» – отвечает он на вопрос о том, что чувствует в этот день. О чём эти мысли? «О том, что не успел». Башмет при этом не выглядит опечаленным. «На концерт придут очень много друзей, знакомых. Не ожидал такого ажиотажа – звонят целый день. Сообщают, что губернаторы сегодня будут, министры. Все оживились. Сейчас происходит много тревожных вещей – может быть, думают, что культура поможет. Может, и в самом деле потянулись к культуре? Хотелось бы надеяться».

yury_bashmet-58-years

Юрий Башмет в свой 58-летний день рождения / Фото: Максим Блинов, Classica.FM

Для самого музыканта вопрос выбора решился в детстве, хотя тоже не сразу, и далеко непросто. «Мама вела меня за ручку через парк, там и сказала – почему бы не попробовать играть на скрипке? Чтобы не обижать её, я согласился. Приходим домой – а скрипка лежит на столе. Она её заранее купила. А на следующий день в квартиру въехало пианино – дедушка привёз. Это была катастрофа». Мама, однако, поступала мудро, не отвратила ребёнка от музыки – а ведь такое случается часто. Первые годы занятий на скрипке, пока не появится чистая интонация, это настоящее мучение для уха. «Даже папа не выдерживал издевательства, говорил маме: «Майя, это можно прекратить»? Тогда мама отпускала меня на улицу – гулять, сколько хочу.

Карьере Башмета помог Ленин. К конкурсу в честь очередного юбилея вождя народов подготовка была очень серьёзной, однако соревноваться оказалось не с кем – из альтистов (а к тому времени молодой музыкант уже перешёл на этот инструмент), был он один. Башмета приписали к скрипачам, и тут произошло неожиданное – по результатам конкурса по очкам на конкурсе скрипачей побеждал… альтист! Не найдя иного выхода из ситуации, жюри приняло элегантное решение – победителями признали всех финалистов.

Воспоминания о детстве, о первых шагах в музыке составляли ностальгический фон этой встречи. Таким же настроением отмечено начало концерта – легендарные «Солисты Москвы» открыли его «Воспоминанием о Флоренции» Петра Чайковского. Собственно, весь концерт был одной большой реминисценцией прошедшего года – на сцене один за другим появлялись и сменяли друг друга артисты и коллективы, участвовавшие в программах недавних фестивалей. Разумеется, тех, где артистическим директором был сам маэстро Башмет.

Каждый из этих фестивалей без исключения освещался нашим изданием, о каждом из выступавших артистов мы писали. Пианист Ростислав Кример, исполнивший с Ксенией Башмет Адажио из Концерта для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор Амадея Моцарта, участвовал в фестивале в Минске в октябре. Итальянский флейтист Массимо Мерчелли знаком читателям по сочинскому фестивальному дневнику прошлого года. В Москве он исполнил очень интересное, мелодичное сочинение итальянского автора М. Наймана – мировую премьеру Концерта для флейты и струнного ансамбля.

Венгерский скрипач Кристоф Барати, исполнивший ре минорный Концерт Феликса Мендельсона, совсем недавно удостоился в нашем издании самой благожелательной рецензии Яна Коваленского – но до этого наши читатели могли узнать его с фестивальных концертов Юрия Башмета в Ярославле в конце мая прошедшего года. Ярославль, к слову сказать, был представлен масштабнее всего – из этого города в Москву приехала хоровая капелла «Ярославия» по управлением Владимира Контарева. Этот коллектив, тенор Сергей Романовский и оркестр «Новая Россия» исполнили Вальс и Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин». Концертная постановка этой оперы на ярославском фестивале, в парке Губернаторского дворца на берегу Волги произвела тогда настоящий фурор – люди, которые не могли попасть в парк, наблюдали за постановкой из-за ограды. На праздничном концерте был замечен и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.

Наталия Гутман, королева виолончели, представляла «Декабрьские вечера» Святослава Рихтера. На дне рождения Юрия Башмета с оркестром «Новая Россия» поду управлением юбиляра она сыграла ля минорный виолончельный Концерт Сен-Санса. Но и на этом череда крупных инструментальных форм не закончилась – двойной ми минорный Концерт для скрипки и альта представили участница сочинского фестиваля Алёна Баева и сам маэстро Башмет, взявший в руки альт.

В заключение концерта неожиданно прозвучало произведение, по жанру больше подходящее открытию чего-либо – увертюра к опере Джакомо Россини «Сорока-воровка». Можно предположить, что таким образом Юрий Башмет не только подводит итог невероятно насыщенному событиями с его участием прошедшему году, но и открывает следующий?

Во всяком случае, новый фестиваль не за горами – IV Международный зимний фестиваль искусств в Сочи открывается менее чем через десять дней. Как информационный спонсор, Classica.FM будет освещать это событие целиком – для этого в Сочи вылетает корреспондент Виктория Иванова. Начиная с 4 февраля она и главный редактор издания  будут рассказывать вам  из Сочи о событиях каждого дня фестиваля. Читайте Classica.FM.