Екатерина Мельникова – «Школа Антонио Сальери»

О Моцарте и Сальери сказано многими – поэтами и музыкантами, прозаиками и учеными. Тема, однако, не исчерпывается.

Солистка Московской филармонии органистка Екатерина Мельникова решила реабилитировать имя итальянского композитора. Она заявляет: «Мы, музыканты, учились у Сальери».

salieri-schoolДля общественности Антонио Сальери – посредственный композитор, интригами занявший ведущее положение в жизни Вены XVIII-XIX веков, отравивший Моцарта – если не буквально, то изрядно испортивший ему жизнь. В криминалистике даже есть термин «Синдром Сальери» – мотив преступления из зависти.

Мельникова берётся утверждать, что между именем, ставшим нарицательным, мифологическим образом, коим стал Сальери за два века после смерти, и реальным историческим персонажем — пропасть. Ее Сальери доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, изящный человечек, каким его и знали современники. Он приводит в восторг публику, собирает аншлаги, на его оперы невозможно попасть. Требуются сотни солдат, чтобы охранять здание театра, где идет премьера Сальери. И совсем другой Моцарт — интригующий, подозрительный, хотя и радующийся вниманию Сальери к его великой музыке.

Екатерина Мельникова убеждена, что, положив на чашу весов реальные исторические факты, Антонио Сальери можно увести от образа, созданного пушкинским сюжетом. И сделать это нужно в благодарность за то, что Маэстро воспитал и обучил лучших музыкантов XIX века, помог найти дорогу в музыке многим великим композиторам. Он самый знаменитый педагог Европы XIX-го века, ученики его составили сокровищницу музыкального наследия человечества: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Карл Черни.

В наши дни произведения Сальери исполняются нечасто. Чтобы это исправить, сегодня, 27 января, в день празднований 255-летия со дня рождения Моцарта органистка Екатерина Мельникова приглашает на неформальную презентацию «Школы Антонио Сальери», а 30 января – концерт с тем же названием. Она расскажет, почему считает Антонио Сальери учителем всех музыкантов, почему не верит в зависть Сальери, и каким был бы мир музыки, в том числе современной, если бы не было Антонио Сальери. Она не только откроет для московской публики малоизвестные грани жизни загадочного композитора, но и познакомит с его самой сокровенной музыкой — Реквиемом, который в Москве прежде не исполнялся.

Екатерина Мельникова окончила Московскую консерваторию, аспирантуру Королевской Академии Музыки в Лондоне, длительное время жила в Великобритании. Основную гастрольную деятельность вела в странах Европы, выступая в органных залах Вестминстерского аббатства, Собора Святого Павла, Лидс Таун Холл (Великобритания), Церкви Святой Троицы и Церкви св. Евстахия (Франция), Кельнском Cоборе.

Её органные транскрипции и переложения для органа издаются в США и исполняются многими музыкантами мира. В настоящее время, наряду с регулярными европейскими турне, она знакомит российского слушателя с новыми программами, ставящими целью перевернуть представление о современной органной музыке.

«Школа Антонио Сальери»
27 января, 14.00 – презентация в Gipsy Club, , ул. Щербаковская д.53
30 января, 14.00 – концерт в Малом зале Московской консерватории

Екатерина Мельникова (орган)

Мария Макаренко, клавесин;
Рустам Мурадов, фортепиано;
Термине Егиазарян, сопрано;
Ведущий концерта — заслуженный артист России Виктор Шутов

Московский молодежный хор
Художественный руководитель Ринат Бикташев

В программе:

Антонио Сальери

  • «Benedictus» из мессы Ре мажор;
  • Ария Европы из оперы «Узнанная Европа»;
  • Концерт флейты и гобоя с оркестром до мажор, III часть (версия Е. Мельниковой для клавесина и органа)
  • «Реквием» для хора, оркестра и органа (версия для ансамбля солистов и органа Е. Мельниковой);

Амадей Моцарт – 6 вариаций на тему «Мio caro Adone» из оперы Сальери «Венецианская ярмарка»
Карл Черни – Этюд до мажор;
Кристоф Виллибальд Глюк – «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
Джакомо Россини – Увертюра к опере «Севильский Цирюльник»
Людвиг ван Бетховен:

  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано, II часть
  • Рондо-каприччио «Ярость по поводу потерянного гроша»

Франц Шуберт – Серенада;

  • Три песни на стихи Гёте:
  • Der König In Thule
  • Erster Verlust
  • Rastlose Liebe

Ференц Лист – Ноктюрн «Грезы любви», транскрипция для органа Е. Мельниковой.