Третий Метнеровский фестиваль прошёл в Москве

Придумал и организовал фестиваль Николая Метнера пианист Борис Березовский.

Фактически это уже четвёртый фестиваль – начался он с того, что в 1995 году Березовский, Михаил Лидский и английский профессор Лондонской академии музыки, большой любитель творчества Метнера Хэмиш Милн выступили в Малом зале Консерватории.

В последующие годы к ним присоединялись другие музыканты: пианисты Екатерина Державина и Владимир Тропп, вокалисты Яна Иванилова, В. Савенко и др. Тогда это было смелое начинание, ситуация с концертами была трудная.

evelina-berezovskaya

Эвелина Березовская, студентка Лондонской академии музыки / Фото: Наталья Чебан.

В 2006 и 2007 годах последующие метнеровские фестивале проходили уже в Большом зале Московской Консерватории и Гнесинской академии. Исполнялась не только камерная фортепианная и вокальная музыка Метнера, но и все три фортепианных концерта композитора – впервые в России. Сопровождал исполнение оркестр «Новая Россия», которым дирижировал Александр Сладковский. Фестиваль имел огромный успех и в 2007 вышел за пределы Москвы – он проходил в Екатеринбурге и Владимире. Для большинства любителей музыки творчество Метнера стало тогда открытием.

Музыки Николая Карловича Метнера не везло в России. Он родился в Москве в 1880 году в обрусевшей немецкой семье. Первым учителем был его дядя – Фёдор Гедике, отец органиста и композитора Александра Гедике (1877-1957). В 1892-1900г.г. Метнер учился в Московской консерватории как пианист у Павла Пабста и Василия Сафонова, по композиции у Антона Аренского и Сергея Танеева, закончил консерваторию с золотой медалью Метнер отказался от карьеры концертирующего пианиста, хотя немногочисленные записи говорят о его незаурядном даровании.

Композитор посвятил себя сочинительству. произведения носили консервативный характер и по своему характеру и гармонии были музыкой девятнадцатого века. Его фортепианные миниатюры и сонаты, а также романсы (их более 100) пронизаны национальным русским духом и колоритом, но не без влияния Бетховена, перед которым композитор преклонялся, отчасти – Шумана и Брамса. Модернизм в музыке Метнер не любил, даже написал об этом книгу «Муза и мода». В 1921г. композитор эмигрировал, жил в Париже, последние 16 лет прожил в Лондоне и скончался там в 1951 году.

Первые годы после революции творчество Метнера было востребовано в России, композитор даже приезжал в СССР на гастроли в 1927-м. Личная деталь – мой педагог в музыкальной школе училась у Метнера в этот период, много рассказывала о нём, с детства я играл сочинения этого композитора. Вскоре, однако, железный занавес опустился на долгие годы, и творчество Метнера как эмигранта было запрещено. Сочинения не исполнялись, о нём ничего не писали.

Первый прорыв произошёл, когда пианист Эмиль Гилельс написал статью «О Метнере» в журнале «Советская музыка» №12, 1953 г, и призывал вернуть творчество композитора российскому слушателю. Он сам первым стал играть метнеровские сочинения – сонату соль минор, соч.22 и сонату-воспоминание, соч.38№1. Гилельс играл их на гастролях в Европе и США и записал выступления на пластинки. Это был серьёзный, но одинокий голос.

Ситуация стала меняться постепенно – выступать и записывать сочинения Метнера стал один из его лучших учеников – профессор Московской консерватории Абрам Шацкес и его коллеги – пианистка Татьяна Николаева и дирижёр Евгений Светланов, который просто преклонялся перед Метнером. Сочинения композитора стали изучаться в школах и консерваториях, музыкальное издательство выпустило в 1959-63г.г. 12-томное собрание сочинений Метнера.

И всё же исполнение произведений композитора не приняло массовый характер. Инициатива Березовского о проведении метнеровских фестивалей своевременная и ценная – она открывает для следующих поколений музыкантов и слушателей целый пласт прекрасной музыки. Пророческие слова Сергея Рахманинова, который высоко ценил творчество Метнера, сбываются:: «Ваше время придёт. Уверен в этом!»

Фестиваль 2011 года был приурочен ко дню рождения композитора 5-го января и проходил в зале театра «Школа драматического искусства». Исполнялась фортепианные и вокальные сочинения Метнера. Бессменный руководитель фестиваля Березовский играл труднейшую сонату ми минор («Ночной ветер) соч. 25 №2 и три «Сказки». Березовский играет музыку композитора насыщенным звуком, часто импровизационно – это стихия образов.

Вокруг Березовского объединилась группа талантливых музыкантов, постоянных участников фестивалей: московская пианистка Екатерина Державина, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории и Академии искусств имени Маймонида; профессор Лондонской академии музыки Хэмиш Милн и российская певица, выпускница Академии имени Гнесиных сопрано Яна Иванилова.

Появилось новое поколение музыкантов, любящее музыку Метнера – Эвелина Березовская, студентка Лондонской академии, дочь руководителя фестиваля; недавний выпускник Московской консерватории бас Фёдор Тарасов и немецкий пианист Северин фон Эккардштейн, победитель конкурса Королевы Елизаветы 2003г. Все участники внесли свой вклад в трактовку сочинений композитора. Фестиваль продолжался три дня.

Пианисты играли сонаты, сказки и танцы Метнера, а певцы исполняли романсы на слова Гёте (на немецком языке) и на слова Фёдора Тютчева, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. У композитора свыше 100 романсов, из них более 30 на слова Пушкина. Вокальная лирика Метнера чрезвычайно интересна, изыскана, и в лице Яны Иваниловой нашла тонкого истолкователя. Фёдор Тарасов нашел другие, более мужественные краски для воплощения прихотливых текстов Гёте и Тютчева. Аккомпанировали певцам Березовский, Державина и Милн.

Судьба в конце жизни подарила Метнеру почитание и преклонение индийского магараджи, который финансово помог композитору сделать многочисленные записи своих сочинений. Несколько романсов записала великая Элизабет Шварцкопф. Композитор был счастлив, если б узнал, что его музыка так победно шествует на его Родине. Фестиваль был хорошо подготовлен, программы составлены были на высоком уровне, издан отличный буклет – всё это благодаря продюсеру Г. Каретникову, который неизменно на своём посту, на каждом фестивале.

По гамбургскому счёту таких монографических фестивалей в России нет. Надо сказать спасибо главному зачинщику и вдохновителю, организатору многолетних встреч с музыкой Метнера – пианисту и благородному человеку Борису Вадимовичу Березовскому. Честь ему и слава!