31 июля – «Травиата» закрывает сезон в МАМТ

Порой мы не замечаем людей, находящихся вокруг нас: то ли по нежеланию, толи из чувства стыда – у каждого свои причины. Но если этим незаметным людям выпадает судьбою дарован шанс что-то изменить в этом мире, они все же стоят наше внимания.

В последний день июля 1768 года родилась Прасковья Жемчугова (Ковалева)– крепостная актриса театра графа Николая Шереметева. Дочь кузнеца была взята на воспитание княгиней Марфой Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьб Шереметевых, где получила прекрасное музыкальное образование. Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. В 1798 году Николай Шереметев дал вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчался с ней тайным браком в церкви Симеона Столпника на Поварской улице в Москве. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье, — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Шереметев построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

31 июля 1848 года на свет появился Робер Планкетт – будущий автор знаменитых оперетт «Корневильские колокола» и «Рип Ван Винкль». Судьба не очень благоволила композитору всю его жизнь – родился в семье бедного певца, из-за финансовых проблем не смог окончить Парижскую консерваторию, работал тапером в кафе. Лишь в 1876 году удача повернулась к нему лицом: директор театра «Фоли Драматик» предлагает Планкетту написать оперетту для его театра. В следующем году эта оперетта, знаменитые «Корневильские колокола», появляется на сцене и имеет сенсационный успех: 480 представлений в Париже, 708 — в Лондоне. Уже в 1886 году в Париже состоялось тысячное представление этой оперетты. Но затем – снова череда неудач. И даже теплый «прием» «Рипа Ван Винкля» в 1882 году не обошелся без потерь: в Париже оперетту не приняли. А сегодня творчество Робера Планкетта практически забыто и пылится на полках парижских музыкальных библиотек.

Стал этот день и потерей для классической музыки. 31 июля 1886 года не стало Ференца Листа – величайшего венгерского пианиста и композитора-романтика XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианного искусства. Как композитор, Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма), активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось. Но если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств, выдвинутые Ференцом Листом, нашли широкое применение, вплоть до наших дней.

Изменить жизнь всего человечества достаточно сложно. Но почему бы не начать с себя: сделать то, что давно себе обещал, помочь тому, о ком забыл, вспомнить то, что хотел забыть. Или просто отдохнуть душой. О тех местах, где можно это будет сделать 31 июля 2010 года – в нашем традиционном обзоре.

Последняя суббота июля порадует московских меломанов концертами в музеях-усадьбах.

«Шереметевские сезоны» в «Останкине» продолжатся концертом «Гитара и лютня: старинная музыка и не только». Дмитрий Илларионов исполнит для гостей усадьбы произведения, написанные специально для этих инструментов. Начало в 19:00.

Фестиваль «Лето в Кузьминках» представит в этот вечер концерт Швейцарских исполнителей. Как и прежде, организаторы мероприятия до последнего держат  тайне состав исполнителей и программу. Разгадать ее можно в 19:00.

В музее-усадьбе «Архангельское» состоятся даже два концерта. В 17:00 Raketum Orchesrta и Варвара Котова (сопрано) исполнят «Music for a while» Генри Преселла, «Заповеди блаженства» Владимира Мартынова и произведения Алексея Соловьева. А В 21:00 в театре Гонзаго солисты оркестра Большого театра, солисты московских музыкальных театров, «Крафт–квартет» и «Фестиваль–квартет» исполнят сцены из опер «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Идоменей»и «Милосердие Тита» Вольфганга Амадея Моцарта.

Московские музыкальные театры закрывают свой сезон. Вчера, 30 июля, Большой театр в последний раз принял на своей сцене труппу Национального театра Испании и спектакль Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты». А сегодня, 31 июля, Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко закрывает сезон «Травиатой» Джузеппе Верди. «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других предрассудков. Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием» – так писал  Верди в период работы над  «Травиатой».  Мари Дюплесси и Александр Дюма-сын,  Маргарита Готье и Арман Дюваль, Виолетта Валерии и Альфред Жермон –  герои событий реальных, герои романа и пьесы, герои оперы… На самом деле – все они герои одной истории, которая в большей или меньшей степени актуальна во все времена. Есть ли разница между миром гламура века ХIХ и века ХХI? Потрясающая популярность оперы Верди, сопровождающая ее уже полтора столетия, дает свой ответ на этот вопрос. Созданная в 1853 году и не сразу принятая публикой из-за тех самых «приличий», о которых писал Верди, «Травиата» сегодня стала самим воплощением оперного жанра. Последний спектакль сезона можно увидеть в 19:00.

А на сцене Российского академического молодежного театра меж тем продолжаются «Летние балетные сезоны». В постановке уже известного москвичам «Смирнов Балета» будет исполнена «Жизель» Адольфа Адана. Трагическая история любви, спасающая от смерти и дарящая бессмертие, уже без малого 169 лет царит в репертуаре самых известных балетных трупп мира. Увидеть ее можно в 19:00.

Субботний день и вечер приятно провести на природе, поближе к воде и рядом с друзьями. Но для тех, для кого классическая музыка – один из самых близких друзей, стоит посетить главное событие этого дня – закрытие сезона в МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где будет исполнена «Травиата».