26 июля – премьеры и открытия

26 июля 1882 года состоялась премьера последней оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» в рамках Байротского фестиваля. Наряду с тетралогией «Кольцо нибелунга» она стала одной из самых продолжительных сценических постановок на музыку этого композитора – около 4 часов. Вдохновение для создания своей музыкальной драмы Вагнер черпал в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (начало XIII века). Но, как всегда, композитор существенно переработал первоисточник, так что его либретто имеет самостоятельное литературное значение. Первый набросок под названием «Парцифаль» был создан Вагнером в 1857 году, хотя интерес к теме Грааля возник у него значительно раньше, во время работы над «Лоэнгрином». К сочинению музыки композитор приступил в 1877 году, в январе 1882  была полностью завершена партитура. Премьерой «Парсифаля» дирижировал Герман Леви, главные партии исполняли Герман Винкельман (Парсифаль), Амалия Матерна (Кундри), Теодор Райхман (Амфортас), Эмиль Скариа (Гурнеманц), Карл Хилль (Клингзор), Август Киндерман (Титурель). По завещанию Вагнера «Парсифаль» мог исполняться исключительно в Байройте, и на других мировых сценах начал ставиться только после истечения срока авторских прав в 1913 году.

26 июля подарило миру много известных музыкантов. В 1782 году родился Джон Фильд – ирландский композитор, проживший большую часть своей жизни в России и создавший жанр «ноктюрн» в нынешнем смысле этого слова. Если в XVIII — начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Фильд создал ноктюрн как жанр фортепьянной музыки.

26 июля 1791 года на свет появился Франц Ксавер Вольфганг Моцарт – сын Вольфганга Амадея Моцарта, музыкант, педагог и композитор. Свое имя Моцарт-младший получил в честь ближайшего друга и ученика своего отца, Франца Ксавера Зюсмайера. Старший Моцарт умер, когда маленькому Францу еще не было и года, однако он получил блестящее музыкальное воспитание: его учителями были Антонио Сальери и Ян Непомук Гуммель. В детстве он под руководством матери гастролировал с концертами под именем Вольфганга Амадея Моцарта-младшего. Рано начал сочинять, в 1802 году опубликовав фортепианный квартет Op. 1. Почти тридцать лет сын Моцарта прожил  нынешнем Львове, где служил учителем музыки в домах знатнейших родов Галиции: Чарторыйских, Янишевских, Баворовских, Сапег и др. Он также стоял у истоков первого лембергского музыкального общества «Цецилия», ставшего ядром будущей Львовской филармонии: 2 декабря 1826 года известный скрипач Кароль Липиньский и хор общества под управлением Моцарта-сына дали во Львове концерт памяти Моцарта-отца.

Этот же день в 1863 году подарил миру Язепа Витолса – одного из самых известных латвийских композиторов. Ученик Николая Римского-Корсакова, друг Александра Глазунова и Анатолия Лядова, учитель Сергея Прокофьева и Николая Мясковского, Язеп Витолс в 1897—1914 выступал как музыкальный критик в печатных изданиях Петербурга, а после революции уехал в Ригу, где стал одним из крупнейших представителей музыкальной культуры независимой Латвии. В 1918 он возглавил Латвийскую национальную оперу, год спустя основал Латвийскую государственную консерваторию, в которой занимал пост профессора композиции и ректора (до 1944 с перерывом в 1935—1937). Витолс — автор первых латвийских сочинений в жанре симфонии (1888), фортепианной сонаты (1885), струнного квартета (1899). Его стиль отмечен ясностью формы и хорошей оркестровкой. Синтезировав влияния европейской и русской музыки конца XIX века, композитор также использовал в своих сочинениях элементы латышского музыкального фольклора.

А 26 июля 1874 года ознаменовалось рождением Сергея Кусевицкого – выдающегося контрабасиста, открывшего в 1936 году ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый в 1940 г. Тэнглвудский музыкальный центр — одну из важнейших летних музыкальных школ США. В 1942 г. учредил Музыкальный фонд Кусевицкого, из его средств вручается международная музыкальная премия.

Возможно, кто-то скажет, что музыкантами не рождаются, ими становятся. Но без души музыканта, без вдохновения, которому невозможно научить, без ощущения музыки в себе, им стать невозможно. О тех, кто не мыслит своего дня без Музыки, в нашем традиционном обзоре за 26 июля 2010 года.

Начало недели в Москве вновь будет достаточно тихим. Но по сравнению с предыдущими  «межсезонными» понедельниками, этот станет необычайно интересным.

В Фонде славянской письменности и культуры состоится открытие Второго Международного фестиваля «Музыка в изгнании», который проводит фонд «Бельканто». Его первый концерт будет посвящен музыке Пауля Хиндемита. Исполнители – Татьяна Рубинская (меццо-сопрано) и «Романтик-квартет». Начало в 20:00.

Внеурочный чеховский фестиваль к 150-летию писателя вновь радует постановкой Начо Дуато. После «Бесконечного сада», где без преувеличения великий хореограф пытался рассказать публике о жизни Антона Павловича, спектакль «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на сцене Большого театра – это уже обращение к Иоганну Себастьяну Баху. «Продюсерский» талант Валерия Шадрина и на этот раз его не подвел – публика с восторгом принимает испанскую труппу, которую редко где можно увидеть, а посмотреть не один, а два их спектакля – просто феноменальное везение. Для всех, кто успел запастись билетами, спектакль начнется в 19:00.

 На сцене Российского академического молодежного театра продолжаются «Летние балетные сезоны». Впрочем, кажется, что все его основные спектакли уже показаны и сейчас просто «прокручиваются» вновь. 26 июля «Русский национальный балетный театр» покажет «Спящую красавицу» Петра Чайковского. Для всех любителей истинной классики театр распахнет свои двери в 19:00.

Балетная труппа Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко обратилась к одному из знаковых балетов ХХ века – «Каменному цветку» Сергея Прокофьева в постановке Юрия Григоровича. Этот балет увидел свет в 1957 году в стенах Кировского (ныне-Мариинского) театра. А в 1959 был перенесен на сцену «главного» театра страны – Большого. «Каменным цветком» обозначилось  расставание с драмбалетом и начало нового этапа  истории русского советского балета, абсолютным лидером которого стал Юрий Григорович. С «Каменного цветка» началось  его сотрудничество с Симоном Вирсаладзе, оказавшимся настоящим сотворцом балетмейстера.  В спектакле танцевали многие «звезды» русского советского балета 60-70-х годов: Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Юрий Соловьев, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев… В Москве «Каменный цветок» не шел с  1994 г. Постановка 2008 г. в МАМТ – первая встреча балетной труппы театра талантом Юрия Григоровича. В заглавных партиях: Наталья Сомова (Катерина), Георги Смилевски (Данила), Ольга Сизых (Хозяйка Медной горы) и Виктор Дик (Северьян). Дирижер-постановщик – Феликс Коробов. Начало в 19:00.

Выбор главного события понедельника 26 июля на этот раз оказался действительно трудным: здесь и открытие интересного фестиваля, и премьеры балетов в постановке одного из самых знаменитых хореографов современности Начо Дуато и одного из самых талантливых, и не менее известных хореографов нашей станы – Юрия Григоровича. Поэтому на сей раз право назвать достойнейшего и наградить победителя лавровым венком, редакция Classica FM решила предоставить зрителю.

До открытия нового сезона осталось чуть больше месяца. Проведите это время с нами – оставайтесь с Classica FM. А мы будем держать Вас в курсе самых интересных музыкальных событий в России и за рубежом.