20 июля – «Коппелия» на сцене РАМТ

20 июля 1940 года Американский музыкальный журнал «Billboard» опубликовал первый список самых популярных песен. Ранее в журнале уже публиковались подобные списки, но представленные в них данные давались компаниями-производителями и отражали популярность пластинок, производимых только ими. Теперь все данные были сведены воедино и давали объективную картину продаж грампластинок того или иного исполнителя. Первой возглавила чарт песня «Я больше никогда не улыбнусь» («I’ll Never Smile Again»), записанная оркестром Томми Дорсис Фрэнком Синатрой и вокальной группой «The Pied Pipers».

Сегодня хит-парадами никого не удивишь. Но если бы нам удалось услышать голос Михаила Ефимовича Медведева, который родился в этот день в 1852 году, он обязательно бы стал лидером чарта любителей русской оперы. Михаил Ефимович Медведев был первым исполнителем многих оперных партий: Ленского («Евгений Онегин»), Вакулы («Рождественская ночь»), Роллы («Ролла»), Саввушки («Каширская старина»); в Тифлисе — Карла II («Дон Сезар де Базан»), Кирибеевича («Купец Калашников»); Канио («Паяцы»), Самсона («Самсон и Далила»); Германа («Пиковая дама», по настоянию Петра Чайковского, в Большом театре). Многие критики считали, что партия Германа — его лучшая работа. При подготовке партии он постоянно консультировался с композитором. На подаренном певцу клавире Чайковский написал: «Лучшему Герману».

Театр балета Элика МеликоваК сожалению, не многим талантливым исполнителям доводится сегодня получить консультацию известного композитора. Но, наверно, не зря, написанные заботливой рукой Мастера, ноты помогают нам сегодня, спустя столетия понять его замыслы. О тех, кто будет воплощать эти замыслы 20 июля 2010 года  – в нашем традиционном обзоре.

Вторник заслуживает в этот раз звание самого странного дня на этой неделе – ни одного концерта в столичной афише, а из спектаклей – только «Летние балетные сезоны».

На сцене РАМТ Театр балета классической хореографии под руководством Элика Меликова покажет свою «Коппелию», которой открывались «Сезоны». Этот балет Лео Делиба появился в тот период, когда европейское искусство балета переживало кризисные явления. В обществе преобладал взгляд на балет как на искусство развлекательное, не способное к решению значимых творческих задач. Балет «Коппелия» был первым шагом на пути преодоления этой ситуации и создания симфонического балета, процесса, завершившегося появлением балетов Петра Чайковского. Созданная выдающимся французским композитором, учеником Адольфа Адана, «Коппелия» продолжает лучшие традиции романтического балета. Вместе с тем в пластичной, гармоничной, пронизанной ритмами вальса музыке развиваются симфонические элементы, большое значение приобретают описательные моменты и жанровый колорит, повышается реалистически-психологическая выразительность индивидуальности образов. Используя опыт создания оперетт, Лео Делиб вводил в балет жанровые зарисовки персонажей. Увидеть этот интересный спектакль можно в 19:00.

Начавшаяся столь скромно музыкальная неделя, как и погода, обещает порадовать нас дождем изобилия ближе к своему концу. А пока меломанам остается только искать прохлады под кондиционером и читать Classica FM.