В Москве вновь ставят «Царицу» Тухманова

21 и 22 июля на Новой сцене Большого Театра ставят оперу Давида Тухманова «Царица». Спектакль уже был показан – в Санкт-Петербурге, Александринском театре, в июле прошлого года; в ноябре того же года в Москве, в Кремлевском Дворце, нынешней весной в Краснодаре и прошлым месяцем в Уфе, Башкирском государственном театре оперы и балета. Спустя год со дня первой постановки опера будет поставлена на главной оперной сцене.

К оперному жанру Давид Тухманов обратился впервые. «Три года я работал над этой оперой, в некоторой изоляции и старался больше ничем себя не загружать. Идея этого у меня родилась гораздо раньше, еще в Германии, в Кельне, лет 10 назад стали появляться какие-то первые темы. А три года назад я уже вплотную занялся этим, и по-настоящему счастлив, что работал без всякого заказа» – так рассказывает сам композитор.

Екатерина Великая – одна из самых выдающихся и обсуждаемых личностей в русской истории. Ее долгое царствование наполнено значительными и противоречивыми событиями и процессами, как и сама жизнь царицы. Образ Екатерины притягивал историков и писателей, мыслителей и философов, художников и музыкантов. Ее роль в становлении России как великой империи неоспорима. Императрица всегда была в центре мировых событий и внимания мирового сообщества. «Владычица полумира» – так именовали её современники, а историки и исследователи назвали ее жизнь «духовным странствием».

Авторы оперного либретто – Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Постановил оперу Дмитрий Бертман, соответственно, спектакль превратился в масштабное зрелище с красочной сценографией. Спектакль имеет и практическую цель: этим проектом Фонд просвещения «Мета», который его и осуществляет, стремится «приобщить к оперному искусству массового зрителя, в том числе молодежь, продемонстрировать свежее творческое видение, нестандартный подход к самому жанру оперы». «Царица» сочетает в себе классические традиции оперного искусства и тенденции современных музыкальных жанров: зрелищность, яркость, динамичность. «Современный музыкальный и литературный материал делает постановку понятной для самого широкого круга зрителей», обещает организатор.

За три часа перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Декораци воссоздают интерьер Большого (Зеркального) зала Царскосельского дворца с соблюдением точной геометрической перспективы. Рисунок расписного потолка и напольного покрытия до мелочей воспроизведен в декорациях с помощью принтов с фотографий парадного фасада дворца, внутреннего убранства Большого зала и альковных комнат дворца. Художник по свету Дамир Исмагилов отказался в спектакле от традиционных методов освещения сцены: с помощью рампы и бокового освещения стен свечами создана атмосфера старого свечного театра.

Для различных сцен изготовлено костюмов: артистам 388 комплектов, хору 277, а к сольным выступлениям – 91; кроме того, по эксклюзивным эскизам было создано 135 париков. Хор и миманс осуществляет 12 переодеваний. Артистки, исполняющие роли Екатерины, меняют наряд 11 раз в течение спектакля, демонстрируя зрителям шикарные наряды сложнейшего кроя. Парадное платье Императрицы Екатерины красного цвета украшено гербами Российской Империи. Гербы выполнены в технике росписи по коже, отделаны стразами, имитирующими бриллианты, изумруды и сапфиры. На сцене актеры используют точные копии офицерского гвардейского и гражданского оружия, изготовленные по специальному заказу. В необычном по масштабам оперном спектакле заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана.

Отзывы прессы на этот спектакль противоречивы – большонство упрёков в «попсовости»; тем не менее, во время петербургского представления оперы директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский отметил, что «Царица» преобразила жанр оперы и внесла в это старое искусство что-то новое. Яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения — лирические арии, хоры народа и придворных, большой оркестр, дополненный колокольным звоном, с простотой и мелодичностью музыкального материала и интересным узнаваемым сюжетом» – так комментирует постановку режиссер-постановщик Дмитрий Бертман. Мы посетим этот спектакль и обязательно расскажем читателям. Возвращайтесь позже к чтению Classica.FM.