16 июля – «Спящая красавица» в РАМТ

16 июля вошло в историю как день запретов. Из-за эпидемии чумы в 1439 году в Англии запретили поцелуи. 16 июля 1850 года будущий император Наполеон II – один из самых авторитарных правителей – ограничил свободу печати, обозначив тем самым начало конца Второй республики. В 1926 году оригинальный фильм «Броненосец «Потемкин» был запрещен в Германии, а за год до этого, после продажи негатива фильма, был перемонтирован режиссером Пилем Ютци, что изменило в совершенно иную сторону авторский замысел.

Но классическая музыка не терпит запретов. И, как бы ни пытались ее ограничить, человечество всегда находило возможности сохранить оригинал для потомков. О тех, кто  сегодня дарит свободу Музыке – в нашем традиционном обзоре за 16 июля 2010 года.

Летняя пятница в столице – традиционное затишье. Те, кто остался в душном городе, выбираются на прогулки в парки и скверы, остальные – стоят в многокилометровых пробках в сторону области. И все же в концертных афишах в этот день есть несколько мероприятий, которые стоит посетить.

sleeping_beautyВ Римско-католическом кафедральном соборе прозвучат кантаты Иоганна Себастьяна Баха. Ядро творческого наследия композитора, эти произведения являются украшением в равной степени желанным и редким любой концертной программы. Они требуют от исполнителей не только высокой профессиональной, но и духовной зрелости. Первая из двух кантат, вошедших в программу концерта, –   «Блажен муж» (Selig ist der Mann,  BWV 57).  Сам Бах определил жанр этого произведения как Concerto in Dialogo, концерт-диалог. Написана она в память св. Стефана, апостола, архидиакона и первомученика. Из книги Деяний святых Апостолов известно, что перед смертью Стефан, призывая Иисуса принять его дух, молится также и об убийцах. В кантате мы слышим диалог между Иисусом (партия баса) и скорбящей Душой (партия сопрано). Это разговор человеческой Души, стремящейся к Спасителю, и Господа о страданиях и надежде, о любви и смерти. Вторая кантата, «Исполнилось сие» (Ich habe genug  BWV 82), дошла до нас в трёх авторских версиях: для сопрано, альта и баса. На концерте прозвучит вариант с солирующим басом. Посвящена она памяти св. Симеона, учёного, переведшего Священное Писание на греческий язык, и предназначена на праздник Сретения Господня, неразрывно связанный с именем старца Симеона. По вдохновению явился он в Иерусалимский храм в тот день, когда родители Иисуса пришли, по обычаю, принести жертву за родившегося первенца. Взяв на руки младенца, Симеон произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь  «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Величие и трагизм события слились, найдя своё выражение в изумительном переплетении музыкальных линий органа, скрипок, гобоя, альта, виолончели и человеческого голоса. Считается, что сразу после событий Сретения Симеон скончался. Помимо кантат в программе вечера прозвучат и симфоничес кие произведения композитора. Исполнители – Марина Минина (сопрано), Лауреат всероссийских конкурсов, дипломант международных конкурсов Кирилл Филин (бас), Филипп Нодель (гобой), Константин Казначеев (скрипка), Алексей Черкасов (скрипка), Иван Саенко (альт), Михаил Калиничев (виолончель). Художественный руководитель  – Иван Лебедев (орган). Начало концерта в 20:15. Вход в зал – за благотворительный взнос в пользу храма.

В музее-усадьбе «Останкино» в рамках фестиваля «Шереметевские сезоны» «Романтик-квартет»в составе Владислава Народицкого (скрипка), Михаила Болховитина (скрипка), Андрея Усова (альт) и Сергея Асташонка (виолончель) исполнят произведения Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. Начало концерта в 19:00.

Интересную программу подготовили к этому дню и театры.

В Большом – снова парит «Летучая мышь» в постановке Дмитрия Бархатова. В главных ролях: Роман Муравицкий (Габриэль фон Айзенштайн), Анастасия Москвина (Розалинда),  Дарья Зыкова (Адель), Игорь Головатенко (Фальк), Анатолий Невдах (Альфред), Анна Стефани (Князь Орловский), Юрий Маркелов (Доктор Блинд), Дмитрий Овчинников (Франк) и Вероника Думпе (Ида). Начало спектакля в 19:00.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко на основной сцене вновь радует зрителей вечером одноактных балетов Иржи Килиана и Начо Дуато, а также «Вальпургиевой ночью»- самостоятельной картиной финального действия оперы Шарля Гуно «Фауст». На Малой сцене театра – оперетта Дмитрий Шостаковича «Москва. Черемушки», повествующая о том, как хорошо иметь отдельную двухкомнатную квартиру и как плохо желать отдельную четырехкомнатную. Легкий, живой, непринужденный спектакль не оставит равнодушным никого – здесь есть все, чтобы забыть о традиционном оперном искусстве, несмотря на сильный и молодой исполнительский состав, и окунуться в атмосферу советской эпохи. Интересная деталь – оркестр сидит за заборчиком в глубине сцены и под бдительным присмотром маэстро Марии Максимчук лихо разыгрывает музыку, в которой (не без участия английского аранжировщика Джерарда МакБерни) неожиданно попадается то капиталистический рок-н-ролл, то старорежимная мелодия для флейты из «Орфея и Эвридики» Христофа Виллибальда Глюка. В заглавных партиях – Михаил Головушкин (Бубенцов), Мария Лобанова (Маша), Феликс Кудрявцев (Бабуров), Елена Гусева (Лидочка), Дмитрий Кондратков (Борис), Чингис Аюшев (Сергей), Евгения Афанасьева (Люся) и Илья Павлов (Дребенев). Начало спектакля в 19:00.

А в Российском академическом молодежном театре продолжатся «Летние балетные сезоны». На сей раз труппа «Российского национального балетного театра» покажет «Спящую красавицу» Петра Чайковского. «Классика не умрет никогда», – справедливо подметили постановщики и включили в свой репертуар только 5 спектаклей, зато самых известных. И вместе с ними 9 месяцев в году ездят по миру и прославляют русское балетное искусство. Увидеть в Москве их можно только во время «Балетных сезонов». Начало спектакля в 19:00.

Лето – один из лучших периодов в году, когда люди могут себе позволить ходить в театры и на концерты: нет желания побыстрее сбежать с работы домой, чтобы сняв ненавистные теплые ботинки, пальто и шапку, налить себя чаю и сесть перед телевизором; слишком сильная жара редко настраивает людей, подобно весне, на желание гулять и радоваться солнцу; а унылый осенний дождь не заставляет просыпаться от своей барабанной дроби по крыше. И очень жаль, что летом заканчивается театральный и концертный сезон. Поэтому так радуют любителей классической музыки и театра летние фестивали. Одному из них – «Летним балетным сезонам» – мы и присваиваем в этот день звание главного музыкального события Москвы 16 июля 2010 года за поддержание культурного уровня в межсезонье и сохранение традиций классического балета.

Мы всегда будем радовать Вас свежими новостями мира классической музыки. Оставайтесь с Classica FM.