Шуберт в «Покровских воротах» – популярный и малоизвестный

Завершился ежегодный фестиваль «Шуберт.Москва», проведенный Культурным центром «Покровские ворота». Фестиваль проходил при поддержке Австрийского культурного форума и фирмы «Yamaha», предоставившей для его проведения новый кабинетный рояль своего производства. Наш музыкальный критик Владимир Ойвин посетил два заключительных концерта фестиваля.

Второй концерт

Второй концерт фестиваля состоялся 9 июня 2010 года. В нём выступили пианист Вячеслав Попругин, солистка театра «Новая опера» сопрано Екатерина Кичигина, сопрано Светлана Бойченко, солисты Национального Филармонического оркестра России кларнетист Михаил Безносов и валторнист Станислав Давыдов. Программа концерта состояла из поздних сочинений Франца Шуберта.

На этом концерте прозвучало последнее произведение, написанное Шубертом – «Три пьесы для фортепиано» D946. В. Попругин исполнил их очень интересно, продемонстрировав свойственный ему яркий пианизм и великолепное владение мелкой техникой. Ему удалось передать то, что можно назвать шубертовским стилем: с сожалением приходится отметить, всё реже и реже можно применять само понятие «стиль» в отношении большинства молодых музыкантов-исполнителей. То же можно отнести к термину «вкус».

Нечасто звучащее произведение Шуберта для голоса, кларнета и фортепиано было исполнено Светланой Бойченко, Михаилом Безносовым и Вячеславом Попругиным. Голос певицы в верхнем и среднем регистрах звучал свободно и красиво, а вот «низов» ей несколько недоставало. Кларнет у Безносова звучал благородно и красиво, на большом дыхании. И всё успешно воедино сцементировал Попругин. В целом исполнение «Пастуха на скале» можно назвать успешным.

Менее удачным можно назвать исполнение Екатериной Кичигиной пяти песен: «Весной» (Э. Шульце), «Песня Миньоны» (И.В. Гёте), «В моем сердце» (Э. Шульце), «Блондель к Марии» (аноним) и «Сын муз» (И.Ф. Гёте). Тому была объективная причина – певица приехала на концерт прямо со сцены, где она пела Татьяну в «Евгении Онегин», и не сумела перенастроить свой голос на камерный стиль: в результате позиционно интонировала не очень уверенно и порой неточно, голос ее звучал глуховато. Зато в песне для голоса, валторны и фортепиано «У реки» (Л. Рельштаб), очень редко исполняемой (я её вообще услышал впервые), когда Кичигиной для того, чтобы перекрыть валторну, пришлось включить оперные ресурсы своего вокала, голос зазвучал уверенно и точно. Можно только поблагодарить исполнителей за то, что они познакомили нас с замечательным вокальным сочинением Шуберта и сделали это на высоком профессиональном уровне.

Душой второго концерта фестиваля был Вячеслав Попругин, составивший его программу, очень профессионально и ярко исполнивший все фортепианные партии концертной программы вечера.

Заключительный концерт

Заключительный концерт фестиваля состоялся 11 июня 2010 года. На нем выступил Яков Кацнельсон (фортепиано) и Юлия Игонина (скрипка). Я. Кацнельсон исполнил Экспромт до минор D.899, Шесть музыкальных моментов D.780 и Allegretto до минор D.915.

Надо констатировать, что Яков Кацнельсон эволюционирует, причем, по моему мнению, не в лучшую сторону. Слушая его выступления в последнее время, трудно понять, что же он хочет сказать своими интерпретациями? Какова его цель? Возникает ощущение какой-то достаточно аморфной и плохо структурированной музыкальной ткани. Нарушен динамический баланс – его форте кажется излишним: вряд ли стоит с одинаковой громкостью играть в большом концертном зале и небольшом зале Культурного центра «Покровские ворота». Да и звучит оно грубовато и плоско. Удивляет совершенно неоправданное обилие педали, как раз и создающее ощущения неструктурируемости.

Яков Кацнельсон и Юлия Игонина исполнили Фантазию для скрипки и фортепиано до мажор D.934, и это выступление не стало вполне удачным – манера Кацнельсона в ансамбле не претерпела заметных изменении по сравнению с сольной частью программы. Скрипичная партия была исполнена Игониной несколько излишне экспрессивно – звук инструмента, особенно на форте, был резким и некрасивым. Излишне агрессивной показалась атака смычка. В результате бесследно испарилась свойственная этому сочинению Шуберта изящность и легкость.

В заключение хотелось бы высказать одно пожелание фирме «Yamaha» – оставить предоставленный рояль в долгосрочную аренду в Культурном центре «Покровские ворота». Это дало бы возможность значительно расширить сферу музыкальной деятельности Центра за счет регулярного приглашения для выступления там пианистов. Любители музыки получили бы полноценную камерную концертную площадку в самом центре города с весьма неплохой акустикой, красивым интерьером и особой неформальной клубной атмосферой.