Элиане Коэльо и Трио им. Рахманинова

Концерт Трио имени С.В. Рахманинова в составе: Виктор Ямпольский (фортепиано), Михаил Цинман (скрипка), Наталья Савинова (виолончель) состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории 25 мая 2010 года в рамках абонемента №23 Московской консерватории.

В нем приняла участие солистка Венской оперы Элиане Коэльо (Бразилия). Вечер был посвящен музыке Роберта Шумана в связи с его 200-летнм юбилеем.

Eliane-Coelho

Элиане Коэльо и Трио им. Рахманинова

В первом отделении были исполнены Фантастические пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 88 и «Сказочные картины» – четыре пьесы для альта и фортепиано, соч. 113 (Переложение для виолончели и фортепиано). Пьесы прозвучали не очень интересно – главным образом из-за неубедительности исполнения своей партии скрипачом. Звук его инструмента плохо корреспондировал остальным участникам трио, да и само исполнение скрипичной партии было чисто формальным – ноты сыграны, и не более того. Индивидуальности не просматривалось. В результате и полноценного ансамбля не получилось, несмотря на безупречное исполнение фортепианной партии и весьма яркое – виолончельной.

В «Сказочных картинах» дуэт фортепиано и виолончели был более удачным, переложение альтовой партии для виолончели показалось довольно органичным.

Кульминацией концерта стало второе отделение, в котором Элиане Коэльо (Eliane Coelho, сопрано) и Виктор Ямпольский (фортепиано) исполнили редко в России исполняемый вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на стихи Генриха Гейне.

Э. Коэльо выступила в Москве второй раз – первое выступление состоялось 24 мая 2008 года в дневном концерте в Большом зале консерватории в рамках Шестого международного фестиваля «Вселенная звука». В сопровождении бразильского пианиста Луиса Густаво Карвальо она тогда исполнила сочинения Эйтора Вилла-Лобоса, Альбана Берга и Сергея Рахманинова. Тогда же ее услышал Виктор Ямпольский и пригласил для совместного выступления.

Элиана Коэльо – ученица звезды Парижской Оперы Соланж Пти-Рено. К концу 1980-х годов она уже принимала участие в крупных оперных постановках большинства европейских стран, но настоящий успех пришел к ней после того, как она спела партию Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта в Рио-де-Жанейро в 1991 году. После этого ее пригласила Венская Опера, где она триумфально дебютировала в роли Саломеи («Саломея» Рихарда Штрауса), ставшей ее любимой и самой успешной ролью. В 2003 году Коэльо пела партию Тоски на берлинском прощальном выступлении Лучано Паваротти. Позже у певицы было обнаружено онкологическое заболевание. В 2005 году, сумев победить недуг, Коэльо вернулась на оперную сцену.

В этот приезд Э. Коэльо выступила в Москве дважды – первый раз 22 мая, во Врубелевском зале Третьяковской галереи, с тем же циклом «Любовь поэта», в оригинале написанном для тенора. Э. Коэльо исполнила цикл великолепно, и вокально, и в смысле построения всей формы цикла. Весь цикл прозвучал как бы на одном дыхании. Коэльо удалось на протяжении цикла передать все спектр душевных переживаний поэта – от лирики и восторга первой песни «В сиянье теплых майских дней» до грусти «Во сне я горько плакал» и трагизма «Вы, злые, злые песни» – последней в цикле.

Голос ее звучал свободно во всех регистрах и красиво во всех динамических диапазонах. Форте ее было благородным и не крикливым. Коэльо очень хорошо владеет вокальной техникой, стилем камерного исполнительства и прекрасной дикцией, как на немецком, так и на русском языках, что проявилось в исполнении на бис труднейшего в вокальном и музыкальном отношении романса С. Рахманинова на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…».

В исполнении цикла «Любовь поэта» достойным партнером Э. Коэльо выступил пианист Виктор Ямпольский. Сознательно вокальная и фортепианная партии ставятся на один уровень, потому как в вокальных произведениях и Шумана, и Шуберта они равноценны как технически, так и музыкально, и фортепианные партии имеют не меньшее значение, чем вокальные. Ямпольский справился с этой проблемой очень профессионально – ни разу не заглушил голоса солистки, оттеняя его благородным звучанием фортепиано, отдавая дань яркому романтизму в фортепианных вступлениях и финалах песен.

На бис Элиане Коэльо исполнила еще две песни Шумана: «Посвящение» и «Цветок лотоса». Все три биса были исполнены в сопровождении Трио им С.В. Рахманинова в полном составе.