Stabat Mater в Кафедральном соборе

Музыкальные традиции празднования Пасхи в европейских странах включают в себя самые разные события — от праздничной литургии, богато начиненной хоровым пением и органными соло, органных концертов в соборах, исполнения духовных ораторий и месс и изобретательно-виртуозных колокольных звонов до целых театрализованных представлений (особенно популярных в Италии) или фестивалей, подобных Пасхальному в России.

Свою лепту в празднование Пасхи внесет и оркестр «Musica Viva», который в преддверии Страстной недели и пасхальных торжеств представит раритетное исполнение двух Stabat Mater восемнадцатого века, принадлежащих перу Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна. XVIII век оказался переломным в истории жанра: впервые Стабат Матер была включена в литургию как часть заупокойной мессы и одной из предпасхальных служб – до этого поэтическая секвенция, приписываемая францисканскому монаху Джакопоне да Тоди, фигурировала как внелитургическое песнопение.

До сегодняшнего дня Стабат Матер исполняется на литургии в день Богородицы семи скорбей — в пятницу за два дня до Вербного воскресенья. И если на заре появления поэтических церковных секвенций в 12-13 веках они переживались прежде всего как поэтическое явление, поскольку именно тогда европейское стихосложение открыло для себя феномен рифмы, то в 18-м столетии возникла мощная традиция музыкальных воплощений Стабат Матер, начиная со знаменитой кантаты Перголези, произведений Вивальди, Гайдна и далее к Россини, Шуберту и др., равно как чуть позже появилась поэтическая традиция художественных переводов секвенции с латыни (Жуковский, Эллис, Ахматова).

В мировой традиции воплощения текста Stabat Mater произведения Вивальди и Гайдна занимают не последнее место, хотя их духовная музыка пользуется гораздо меньшей известностью, чем оперы или симфонические произведения. Однако, нет сомнения, эти сочинения обоих композиторов принадлежат к лучшим страницам их творчества. Дополнением к программе станет синфония к пасхальной кантате И.С.Баха для органа с оркестром. Хор, орган, камерный ансамбль и красивая старинная музыка – даже без сакральной составляющей это очень красиво.

Московский камерный оркестр и хор «Musica Viva»
Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин

Солисты:
Анна Аглатова, сопрано;
Светлана Шилова, меццо-сопрано, альт;
Павел Колгатин, тенор;
Максим Кузьмин-Караваев, бас;
Константин Волостнов, орган.

В программе:
И.С.Бах – Синфония к кантате № 146 (Wir müssen durch viel Trübsal) для органа и оркестра
Антонио Вивальди – кантата для альта соло, струнных и баса континуо (1712
Йозеф Гайдн – Stabat Mater, оратория для 4 солистов, хора, оркестра и органа (1767). Авторская редакция

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Малая Грузинская ул., 27/13
24 марта 2010, среда, 19.00