Минимализм как новая классика

Новый концерт абонемента «Выйти за пределы, прикоснуться к реальности», идея которого принадлежит пианисту, профессору Алексею Любимову, посвящено двум композиторам-минималистам — Антону Батагову и Мортону Фелдману. Сочетание этих имён не случайность, так как Антон Батагов часто исполнял музыку своего американского коллеги и его композиторское становление происходило не без влияния Фелдмана.

Минимализм – один из изысков современной академической музыки. Назвать параметры, по которым произведение можно отнести к минимализму, а не примитивизму, пока невозможно -критерии не сформулированы. Соответственно, слушатель, получающий удовлетворение от подобной музыки, предполагается особый – с развитым воображением для того, чтобы домыслить и изрядным терпением, чтобы дослушать.

Мортон Фелдман создал композицию «Сбитая симметрия» в 1983 году. В этом сочинении, длящемся около 90 минут, использованы мелодика и принципы развития турецкой раги. Три исполнителя играют на нескольких инструментах: флейте и басовой флейте, колокольчиках и вибрафоне, фортепиано и челесте.

Антон Батагов —один из заметных представителей русского постминимализма. Родился в Москве, закончил Московскую консерваторию.В дискографии музыканта, насчитывающей на данный момент уже более 30 компакт-дисков, представлены сочинения различных жанров, а также записи классической и современной музыки. В его творчестве отсутствует граница между понятиями «сочинение» и «исполнение», и любые пласты звуковой культуры — от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий сплетаются в единое целое. Колокольный звон, дух народных песен и сурового пения староверов неразрывно связаны в сочинениях Батагова с отзвуками классического минимализма, моторным пульсом раннего советского авангарда и неувядающим рокерским драйвом.

Работы А. Батагова получают неизменно высокую оценку российской и зарубежной критики. О записи «Искусства фуги» Баха, сделанной в 1993 году, американский музыковед Ричард Костеланец написал: «Это самая ошеломляющая интерпретация Баха со времен Гульда».

А. Батагов — автор музыки к ряду кинофильмов, в том числе: «Женская роль» (режиссер Иван Дыховичный, 1994), «Музыка для декабря» (режиссер Иван Дыховичный, 1994), «Незнакомое оружие или крестоносец-2» (режиссер Иван Дыховичный, 1998), «U» (режиссёр Татьяна Данильянц, 2000), «Копейка2 (режиссер Иван Дыховичный, 2002), «Время перемен» (режиссёр Олег Хайбуллин, 2003), «Фрески сна» (режиссер Татьяна Данильянц, 2005), «Пленники терпсихоры-2» (режиссер Ефим Резников, 2006), «Вдох / выдох» (режиссёр Иван Дыховичный, 2006), «Тень отца» (режиссер Фархот Абдуллаев, 2007). По мнению авторитетного нью-йоркского критика Джона Шейфера, «прослушивание двух с лишним часов киномузыки Антона Батагова, вошедшей в альбом Music for Films (2005) — это переживание, способное изменить жизнь».

А. Батагов также является создателем музыкального оформления следующих российских телеканалов: НТВ, НТВ+ (5 каналов), ТНТ (1997-98), РТР (1999–2000), Культура (2002–09), Домашний (2005–06), СТС (2005–07), Звезда (2007–09) (в общей сложности более 2000 композиций). Телевизионные работы отмечены российскими и международными премиями.

С 1989 по 1996 год А. Батагов был художественным руководителем ежегодного международного фестиваля современной музыки «Альтернатива». С 1997 года принципиально отказался от концертных выступлений и работает в студии. Духовной основой сочинений Батагова конца 90-х – начала 2000-х гг. стала буддийская философия и практика. В 2005–06 гг. он перевёл на русский язык две книги: «Так называемый Я» и «Фонарь, освещающий путь». В этих книгах собраны наставления, данные западным и российским ученикам выдающимися тибетскими ламами XX века.

Композиция «Колесо учения» (2002) создана именно в эстетике буддизма. Оно состоит из трёх самостоятельных частей (томов, как обозначил сам композитор), и ему предпослан философский эпиграф: «До тех пор, пока ты не распознаешь присутствующего в твоём уме Будду, нирвана будет сокрыта от тебя. Хотя Мудрость нирваны и Невежество сансары кажутся двумя различными состояниями, они на самом деле неделимы. Принимать их иначе есть заблуждение…» (Гуру Падмасамбхава. Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью). В концерте прозвучат пьесы из второго тома «Колеса учения».

«Выйти за пределы, прикоснуться к реальности», абонемент №26
Проект Алексея Любимова

Марина Катаржнова, скрипка;
Татьяна Федякова, альт;
Павел Сербин, виолончель;
Алексей Любимов, фортепиано;
Иван Бушуев, флейта;
Наталия Черкасова, фортепиано, челеста;
Дмитрий Власик, вибрафон, колокольчики.

В программе:
Антон Батагов:
– «Четыре попытки услышать пустоту» из цикла «Колесо учения»
– Явления и пустота
– Ясность и пустота
– Блаженство и пустота
– Ум и пустота
Фелдман – «Crippled Symmetry» (Сбитая симметрия) для трёх исполнителей.

Рахманиновский зал Московской консерватории
4 февраля, четверг, 19.00