Современная классика в Московской консерватории

Исполнители современной классической музыки похожи на каскадёров в кино. «Нормальные» музыканты играют разную музыку, но в основном «нормальную». Ту, что публика слушает и воспринимает, даже если она незнакома. Играть современную музыку – особая миссия. Это намного сложнее, – из-за сложности языка; рискованней – не всегда до конца понятно, что скрыто за сложностью – глубина или беспомощность мысли, да и признания добиться нелегко. Слушатель приходит в концертный зал, чтобы приобщиться к ценностям проверенным, великому и вечному. Менее всего он хотел бы столкнуться в храме искусства с информационным мусором, который на него выливают вне священных стен хранителей ценностей классической музыки. Современную академическую музыку слушают по необходимости, раз уж она присутствует в программе, аплодируют из вежливости, и то не всегда – могут и захлопать. Случалось. Терпение выслушивать то, что сам воспринимаешь откровенным бредом велико, но не безгранично.

Тем не менее, большинство современных композиторов с необъяснимой настойчивостью продолжают писать языком, чуждым для слуха, высказывая на нём мысли, неподвластные пониманию. И исполнять это кому-то нужно – отделять зёрна от плевел и взращивать новые ценности. Пианисты Михаил Дубов и Мона Хаба известны умением преподносить даже сложную для восприятия музыку легко и изящно. Впрочем, в концерте в Малом зале Московской консерватории 18 января, слушатель не рискует – прозвучит музыка, которая от плевел давно отделена, проросла и закрепилась в музыкальной почве вполне уверенно – это современная классика. О сонате для двух фортепиано и ударных Б. Бартока, как о любимом сочинении, сам автор писал: «Много лет я собирался сочинить пьесу для фортепиано с ударными. Однако со временем росло моё убеждение в том, что один рояль сможет уравновесить целую группу ударных. Поэтому ударным я противопоставил не один, а два рояля». Среди других сочинений, написанных для этого ансамбля, прозвучат «Макрокосмос III» представителя авангарда и классика американской музыки Джорджа Крама и Соната нашего соотечественника Николая Капустина. А блестящая сюита «Scaramouche» члена знаменитой французской «Шестерки» француза Дариуса Мийо, долгое время щеголявшего авангардистах, пока время не записало его в классики, будет исполнена на двух роялях.

Михаил Дубов окончил Московскую консерваторию и аспирантуру как пианист у профессора Веры Горностаевой, по классу органа профессора А.А. Паршина, а также факультет теории музыки. Студентом Консерватории он начал профессиональную концертную деятельность, включая в сферу своих интересов широкий диапазон музыкальных стилей, от барокко до новейшей музыки. Его сольный и ансамблевый репертуар включает в себя несколько сотен произведений, в том числе и редко исполняемую музыку прошлого. Дубов был первым исполнителем многих новых произведений – в его активе около 50 мировых премьер, в том числе сочинений Э. Денисова, Д. Куртага, А. Виеру. Михаил участвовал в авторских концертах Яниса Ксенакиса, Х.-В. Хенце, Эдисона Денисова, Т. Мюрая, Дж. Кейджа, Дж. Крама и других современных композиторов. Михаил Дубов является лауреатом премии Seiler за 2000-й год. С 1997 года М. Дубов преподаёт в Московской консерватории на кафедре современной музыки

С начала 1990-х гг. М. Дубов постоянно участвует в концертах Московского Ансамбля Современной музыки. Выступал как солист ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории. Принимал участие в концертных программах ансамблей «Академия старинной музыки», «Солисты Москвы», «Мадригал». Сотрудничает с другими коллективами разных направлений: «OPUS-POSTH.», «4’33» и другими. В этих коллективах музыкант исполнил большое количество современной музыки, представляя каждый сезон десятки новых программ. Среди партнеров по ансамблю: А. Любимов, Т. Гринденко, А. Загоринский, М. Дробинский, И. Соколов, М. Пекарский, В. Попов, А. Волков.

М. Дубов играл концерты и принимал участие в фестивалях во многих странах мира, а также в России и странах бывшего СССР. Среди них крупнейшие европейские форумы современной музыки «Gaudeamus» (Нидерланды, 1995, 2001, 2003) и «Варшавская осень» (1997, 2004), «Berliner Festwoche» (2003). Выступал также на фестивалях «Московский форум», «Альтернатива», «Московская осень», «Дни новой музыки в Дрездене», «Ensems», «Дни современной музыки в Хайдельберге», «Берлин в Москве», «Европа – Азия», «Дни новой музыки в Кишинёве», «Контрасты», «Ильхом-XX», «Бергамо», «Osterfestival», на многих из них — многократно.

М. Дубов — кандидат искусствоведения (2008), является автором ряда статей в периодических музыкальных изданиях, ряда докладов на конференциях по творчеству Э. Денисова, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, О. Мессиана, Б. Бартока, П. Булеза, Д. Лигети. В ансамблях и сольно М. Дубовым записано более 40 компакт-дисков на фирмах «Мелодия», «Русский диск», «Vista Vera» (Россия), «Olympia» (Англия), «Le Chant du Monde» (Франция), «Meldac» (Япония), «Megadisc» (Бельгия) и других.

Мона Хаба родилась в Москве. В 1985 г. окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс заслуженного артиста России В.В. Бунина). С отличием окончила Московскую консерваторию и аспирантуру (классы проф. Г. Б. Аксельрода и проф. Л.М. Живова). После окончания консерватории работала в Большом театре – была музыкальным ассистентом народного артиста СССР Владимира Васильева в постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон–Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда» в России и за рубежом, участвовала в его спектакле «Ностальгия» на фортепианную музыку русских композиторов.

Ведёт активную концертную деятельность. Выступала с ведущими московскими солистами и коллективами — Н. Красной, А. Зимненко, А. Мищевским, В. Поповым, А. Загоринским и др., с камерным оркестром РНО. Является солистом ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории. Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Фестиваль Эрнста Кшенека». В репертуаре пианистки, помимо произведений классического и романтического стиля, музыка XX века (Стравинский, Барток, Шёнберг, Берг, Онеггер, Пуленк, Шостакович, Прокофьев, Губайдулина, Денисов, Шнитке, Булез и др.) и сочинения молодых композиторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда сочинений современных авторов. Участвовала в записи ряда компакт–дисков на фирмах «Мелодия», «Le chant du Monde» (Франция), «Meldac» (Япония) и др.

Абонемент №9 – «Концерт без оркестра»
«Два фортепиано и ударные»

Михаил Дубов, фортепиано;
Мона Хаба, фортепиано.

Дмитрий Щёлкин, ударные;
Игнатий Матюхов, ударные.

В программе:
Б. Барток — Соната для двух фортепиано и ударных;
Д. Мийо — Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано;
Д. Крам — «Макрокосмос III» («Музыка летнего вечера») для двух фортепиано и ударных;
Н. Капустин — Соната для двух фортепиано и ударных.

Малый зал Московской консерватории
18 января 2010, 19.00.