Алексей Любимов и Оркестр московской консерватории

Парадоксальную программу представит один из самых неординарных и ярких музыкантов нашего времени — пианист, профессор Московской консерваторииОркестр Московской консерватории и Зальцбургского «Моцартеума» Алексей Любимов. Он соединил двух композиторов, которые находятся на разных осях координат. Известны высказывания Игоря Стравинского: «…я не поклонялся Бетховену ни прежде, ни потом, хотя природа его таланта и сочинений «человечнее» и понятнее мне, чем, скажем, у таких более «совершенных» композиторов, как Бах и Моцарт… Хотя я и не понимаю, как человек такой мощи мог столь часто впадать в банальность… Поздним и ужасным примером служит первая часть IX симфонии. Как мог Бетховен удовлетвориться — если он был удовлетворен — такой квадратностью фразировки и педантичной разработкой, такой бедностью ритма и таким патентовано ложным пафосом. Тот факт, что я могу говорить о Бетховене в таком стиле, уже указывает мою точку зрения, тогда как о Бахе я только и могу сказать, какой он прекрасный, мудрый, “незаменимый”».

Впрочем, от этого не становится хуже ни музыка Бетховена — лучезарный Второй концерт и праздничная Восьмая симфония, ни произведения самого Стравинского. Его Концерт для струнного оркестра in D написан в 1946 году по заказу Базельского камерного оркестра к его двадцатилетнему юбилею. Эта музыка, если употребить излюбленную метафору Стравинского, напоминает «шампанское extra-dry» — то есть, вместо экспрессии и трагизма, повсеместно распространённых в сочинениях тех лет, композитор избирает графичный стиль, где отсутствует эмоциональность и конфликт.

Концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924) — первое сочинение, где Стравинский выступил в качестве исполнителя собственно музыки. В данном случае — как солист-пианист. В одном из писем Сергея Прокофьева за 1924 год читаем: «В мае, в концертах Кусевицкого, готовится жесточайший бой: я выезжаю верхом на моём втором концерте, Стравинский — верхом на своем… Бой не особенно для меня выгодный, так как мой старый, хоть и подлеченный росинант должен биться с сердитейшим танком самой последней конструкции…»

«В сопровождении оркестра»

Симфонический оркестр Московской консерватории
Дирижёр — Анатолий Левин

Алексей Любимов, фортепиано
Сергей Каспаров, фортепиано

В программе:
Бетховен – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч.19
– Симфония № 8 фа мажор, соч.93
Стравинский – Концерт для струнного оркестра in D (Базельский)
– Концерт для фортепиано и духовых инструментов

Большой зал консерватории
23 ноября, понедельник, 19.00