«Территория кич» в Рахманиновском зале

Признаюсь, задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина!Марк Пекарский Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами: «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни». Это из «Авангарда и китча» Клемента Гринберга (1939).

В 1998 году вышла работа Одда Нердрума «Китч — трудный выбор». «Китч, — говорит он, — это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму». И, наконец, Милан Кундера в книге «Невыносимая лёгкость бытия» (1984) «определяет» смысл этого художественного явления: «Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо».

Всё умно и остроумно, — но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, — а проблема остаётся нерешённой, как была… Да и правописание слова не узаконено, — кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем «упрощённый» вариант написания — кич (от Суč — поделка).

Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия — свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: «Термин, имевший хождение в 1960-1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий».

А вот согласно книге Кравченко А.И. «Культурология: Словарь» (М., Академический проект, 2000) «Кич (нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения) — это синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Термин возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й половины XIX – начала XX вв. Позже кич распространился на все сферы искусства: литературу, музыку, театр, архитектуру, кинематограф, телевидение. В 1960-1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но и народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.

В современном мире кич настолько распространён, что выделяются несколько его разновидностей. Ретрокич — мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства, кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде».

Ну, вот, вроде бы и всё, найденное мною по поводу кича. Старался, как мог. А сейчас вам будет предложено наше представление об этом отнюдь неоднозначном явлении.
Слушайте и наслаждайтесь…, кто, конечно, сможет…

Марк Пекарский

«Территория кич»

Ансамбль Марка Пекарского

Алиса Гицба, сопрано
Владимир Мартынов, фортепиано

В программе:
Прокофьев–Пекарский – Джульетта Барышня;
А. Мосолов – Четыре газетных объявления (транскрипция для камерного ансамбля Э.Денисова, версия для сопрано и ударных Марка Пекарского;
В. Мартынов:
– Некоторые распоряжения для фортепиано, чтеца и вибрафона;
– Разговор об отсутствии поэзии и музыки;
Г. Пелецис – Цветущий жасмин для скрипки, вибрафона и камерного оркестра;
П. Карманов:
– Душа моя для голоса и ансамбля.
– Песнь о любви для фортепиано, препарированного фортепиано, чтеца и ударных;
Н. Рославец – Попурри—Фантазия на темы популярных советских песен для ксилофона и фортепиано;
М. Пекарский – Танго для ансамбля ударных

В перерыве: прослушивание песен из репертуара «Битлс» в исполнении Кетти Бербериан

Рахманиновский зал консерватории
8 декабря, вторник, 19.00