Антология клавирной музыки – выпуск 14

Татьяна Зениашвили, доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории, кандидат искусствоведения проводит в Московской консерватории цикл совмещённых клавесинных и органных концертов «Антология клавирной музыки» с 2003 года.

Темы уже состоявшихся концертов представляют историю клавирного искусства в различных ракурсах — как историю жанров. Например, сонаты «Из истории клавесинной сонаты от Кунау до Керубини»; танца, канцоны, фантазии в «Клавирных раритетах XVI века», «Три столетия английской музыки XVI-XVIII вв.» – как обзор национальных клавирных школ «Музыкальные портреты французских клавесинистов».

Одна из тем освещала сосуществование стилей в переходные эпохи «Беседа стилей»: барокко и класицизм второй половины XVIII века», другая – взгляд на клавирные достижения вокруг одной выдающейся личности «Клавирные плоды» во вкусе эпохи Иоганна Пахельбеля — к 350-летию со дня его рождения». Темы концертов Татьяны Зениашвили затрагивали и национальные школы – «Итальянцы в России» — к 300-летию со дня рождения Бальдассаре Галуппи»; «Французская увертюра у Баха и Генделя».

Программа этого года посвящена композиторам-современникам, представляющим культуру Франции и Германии рубежа XVII-XVIII веков.

«Антология клавирной музыки» – Четырнадцатый концерт цикла

Татьяна Зениашвили – клавесин, орган;

Ольга Гречко, сопрано;
Вокальный ансамбль «Интрада», художественный руководитель Екатерина Антоненко;
Солисты ансамбля: Анна Миклашевич, Светлана Сандракова, Владимир Бараковский, Дмитрий Волков.

Струнный ансамбль в составе: Людмила Фраёнова, скрипка; Алексей Фокин, скрипка; Иван Саенко, альт; Дарья Маглеванная, альт; Анна Бурцева, виолончель.

В программе:

Франсуа Куперен
– Третья прелюдия (из трактата «Искусство игры на клавесине», 1717)
– Пьесы из первой сюиты для клавесина (1713): «Нанета», «Пчёлки», «Сильваны»
– «Юные монашенки»: «Блондинки», «Брюнетки»
– Гавот «La Bourbonnoise»
– «Удовольствия Сен-Жермен-ан Ле»
– «Чародейка»
Клерамбо – Кантата для сопрано и basso continuo «L’ Amour piqué par une abeille» (1710)
Маршан – Пьесы для клавесина in d (1702): Прелюдия, Аллеманда, Куранта I&II, Сарабанда, Жига,
Чакона, Гавот, Менуэт;
Кригер – Токката in C для органа (из сборника «Изящные Клавирные Упражнения», 1699)
Бём – Партита для органа на арию «Jesu du bist allzu schöne»
Букстехуде – Прелюдия in fis для органа (BuxWV 146);
– Кантата для хора, струнных и органа «Nimm von uns, Herr, Du treuer Gott» (BuxWV 78)

Малый зал Московской консерватории
15 октября, 19.00

* * *

Татьяна Зениашвили ведёт класс клавесина в Московской консерватории с 1994 года, а также концертирует в качестве солистки на клавесине и органе. С 2004 года регулярно выступает с первым профессиональным барочным оркестром России «Оркестр Екатерины Великой» (С.-Петербург) и преподаёт клавесин в Смольном Институте Свободных Наук и Искусств при С.-ПбГУ. Выпускница Московской консерватории (класс фортепиано Л.Б. Тимофеевой, П.В. Месснера и органа Л.И. Ройзмана) и аспирантуры (орган и музыковедение), она обучалась во Франции по классу клавесина, барочной камерной музыки и генерал-баса (четыре первых премии), а также стажировалась в Швеции и Германии. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органная музыка Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (рук. проф. И.А. Барсова).

В 2000 г. Т. Зенаишвили получила грант Конгресса США по программе Фулбрайт. Работая в качестве профессора в университете Northwestern (Чикаго), проводила мастер-классы и выступала с концертами в США и Канаде.

Обширный концертный репертуар, включающий музыку XVI-XVIII и XX веков, позволяет ей создавать уникальные программы. «Татьяна Зенаишвили — музыкант большого масштаба и, несмотря на молодость, уже большого и многообразного музыкантского опыта», — писал журнал «Музыка и время» №7, 2002.

С 1998 года она является исполнителем и ведущим «Клавесинного Салона» — серии концертов на раритетных инструментах из фонда Музея имени Глинки. Там же были осуществлены записи на компакт-диски на историческом клавесине Б. Шуди (1766), в том числе Гольдберг-вариаций И.С. Баха.