Камерный концерт в Венгерском культурном центре

В этот осенний вечер, когда вся музыкальная Москва была в Большом зале консерватории на концерте Ицхака Перлмана, в Венгерском культурномМате Холлош и Леонид Гофман центре на Поварской крепли российско-венгерские культурные связи. Здание дипломатического ведомства нечасто открывается для посетителей, показывая блеск великолепия – мраморные лестницы с коврами, огромные зеркала от пола до потолка в фигурных рамах. В прекрасном Зеркальном зале, построенном в петербургском стиле екатерининского века, со сложной лепниной, вазами и колоннами, состоялся «Концерт-встреча» двух современных композиторов, венгерского и российского – Мате Холлоша и Леонида Гофмана.

Мате Холлаш – президент Союза венгерских композиторов, популяризатор венгерской музыки, обладатель множества званий, должностей и наград. По заказу ISCM (Международное сообщество новой музыки) о его жизни творчестве снят фильм, ООН заказывал ему написание фортепианного концерта в честь своего пятидесятилетия. Большинство его произведений относятся к камерной музыке, хотя Холлоша перу принадлежат и крупные формы – симфонические произведения, оратории. Музыкальный язык композитора даже в самых усложнённых формах несёт легко угадываемую национальную окраску, хотя русскому уху, быть может, не вполне понятную, как и сам венгерский язык. Его мелодика сохраняет диатонику и поступенность в построении фраз, простоту и ясность форм. Основная характеристика музыки Холлаша – певучесть.

Леонид Гофман, ученик Гершковича, в свою очередь ученика Альбана Берга и Антона Веберна, – продолжатель австро-немецкой культурной традиции основателей атонализма, додекафонии и экспрессионизма. Он совершенно иной – в музыкальном языке Гофмана нет и намёка на гармоническую зависимость, тяготения и тональные сопряжения, пусть даже предельно далёкие. В 12-тоновом звукоряде консонирующие аккорды и интервалы недопустимы, в нём почти нет места продолжительным мелодическим отрезкам, кантилене, непринуждённости – всего того, что слушатель находит в музыке знакомым, доступным и приятным для восприятия. Музыка Гофмана предельно лаконична, суха, и казалось бы, рациональна, – но при этом её эмоциональные градации очень велики, что ярко подчёркивали исполнители.

Нужно сказать, что состав музыкантов на концерте делал честь даже этому прекрасному залу – это великолепное и яркое сопрано Адриен Микш, пианистка Эмеше Вираг, российский пианист Юрий Полубелов, скрипач Александр Тростянский, альтист Илья Гофман, сын композитора Леонида Гофмана; виолончелист Олег Бугаев. Всё это великолепные профессионалы, превращающие не всегда простые для восприятия неискушённой публики произведения современных авторов в великолепные яркие номера. Подчёркивая значимость культурного мероприятия и участие в нём венгерского композитора и исполнителей, на концерте присутствовал посол Венгерской республики г-н Дьёрдь Гилиан. Он был дипломатично сдержан, лишь во время аплодисментов лицо посещала лёгкая тень улыбки, несомненно, подчёркивающая заслуженную гордость за представителей своей страны.

Многие из присутствующих, судя по многочисленным звонкам мобильных во время концерта, не будучи музыкантами, в музыкальной составляющей концерта мало что понимали, но обстановка прекрасного зала, присутствие большого количества важных дипломатических персон и культурно одухотворённых лиц позволяло чувствовать причастность к чему-то важному и культурно высокому. Собственно, таким это мероприятие по содержанию и было, можно лишь заметить, что для полноценного концерта из двух отделений одной лишь музыки последней четверти 20-го и начала 21 века было слишком много.